Место и значение критической теории в истории социологии.

Арендный блок
33) Социальный характер по Э.Фромму.

Социальный характер по Эриху Фромму – это то общее для большинства представителей одной и той же культуры, что образует относительно стабильную систему неинстинктивных стремлений, ориентаций, установок, которая функционирует так, как того требуют общественные структуры в данный исторический момент. Черты характера создаются силами, которые человек может не осознавать. Характер – продукт межличностного взаимодействия. Формирование внутреннего, неосознанного стремления к сознательности действий.

Идеальные типы социальных характеров:

Плодотворная ориентация

Способность человека использовать свои силы и реализовать заложенные в нём возможности, подразумевая, что человек должен быть свободен и независим т кого-то, кто контролирует его силы. Неплодотворная ориентация Рецептивная – надежда на помощь в решении проблем.

Эксплуататорская – стремление получить желаемое силой или хитростью.

Стяжательская – как можно больше принести в дом и как можно меньше отдать.

Рыночная – адаптация для сохранения спроса на себя.

5)Место и значение критической теории в истории социологии.

Это теория разрабатывающаяся представителями Франкфуртской школы, сочетающая идеи марксизма, фрейдизма и гегельянства.

Основное внимание теория обращает на проблемы преодоления субъекта познания от его объекта.

Критическая теория старается объяснить все явления сознания и поставить под сомнение способы, которыми сознание увековечивает сознание общества.

Эта теория тесно связана с франкфуртской школой.

Критическая теория предпринимает попытки понять формироание и структуру сознания. Критическая теория способна дать тонкое и глубокое описание нашего сознания (описание, меняющее многое из того, во что мы верим и демонстрирует те идеи, под влиянием которых формировались наши убеждения. Эти влияния противоречат рациональности). Критическая теория имеет влияние, порой даже косвенное, на «контркультуры» (феминизм, гринпис), позволяя им указывать на структуру этих систем, их мышление, их происхождение.

Слабое место критической теории – ее авторы и ее приверженцы не разъясняют каковы критерии разрешения споров, т.е. они не предлагают альтернативы.

Критическая теория общества, во-первых, не приняла всеръез развившиеся в социальных науках и аналитической философии теоретические импульсы. Во-вторых, она не внесла существенного вклада в эмпирический анализ социальной реальности. В-третьих, она не смогла дать непротиворечивого осмысления своих нормативных основ, своего собственного статуса.

Критическая теория критикует позитивизм, надо: 1)надо освободить социологию от детерминизма, 2)отказаться от законов в обществе, 3)нет универсальной методологии, 4)значимость лингвистического знания, 5)отказались от value free, 6)развитие концепции праксиса.

24)П.А. Кропоткин: взаимная помощь и толерантность как принципы организации общественной жизни.

Взаимопомощь (или, другими словами, сотрудничество, кооперация), согласно П. Кропоткину — один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма.

Понятие взаимопомощь противоположно понятию конкуренции (противостоянию, конфликту) и представляет вместе с ним две стороны одного и того же явления. Одним из важных средств обеспечения сотрудничества выступает объединение людей (и животных) в роды, племена и племенные союзы для более успешного и эффективного выживания и развития (то есть для противостояния угрозам).

В основе взаимопомощи лежит доверие.

Пётр Алексеевич Кропоткин утверждал, что люди расположены помогать друг другу без принуждения. Не нужно централизованной власти для того, чтобы подавать пример или заставлять людей поступать справедливо. Люди поступали так еще до возникновения государства. Более того, Кропоткин придерживался взгляда, что именно власть подавляет нашу природную склонность к сотрудничеству.

Взаимная помощь — такой же естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй.

Согласно П. А. Кропоткину, дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса.

Обосновывая тенденции народных масс, П. А. Кропоткин говорит о крестьянах, сельской общине, где имеется тысяча общих интересов: хозяйственные, соседские; объединение с целью совместного орошения, осушения болот, пахотных работ и т. д. И, соответственно, данные проблемы проще решать сообща. Аналогичная ситуация с гильдиями купцов, цехами ремесленников.

Примеры взаимопомощи у людей
  •  Кооперация
  •  Пиринговые сети
  •  Социальные сети
  •  CouchSurfing
  •  The Freecycle Network
  •  Совместные покупки
  •  Воспитание ребёнка в семье
  •  Парное программирование
  •  Партнёрский бенчмаркинг
  •  Совместное создание благ
  •  Банк времени
  •  Взаимная помощь — один из двух основных философских принципов в дзюдо.

  •  19)Работа Э. Фромма «Иметь или быть».

Работа Фромма "Иметь или быть?" (1976) подводит итог многолетнему изучению дегумуминирующего влияния современного способа существования. Антигуманность общества потребления, манипулирования человеческим сознанием, умышленное насаждения потребительства подвергаются Фроммом резкой критике. Обладание как спосб существования в философии Э. Фромма - особый модус человеческого поселения, направленный на обладание вещами - противостоит другому модусу - "быть"! Э. Фромм подчеркивал, что обладание и бытие не есть некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как "у меня есть автомобиль", "я белый" или "я счастлив"; они - два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характер, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует или делает.

  •  При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить псе и всех, в том числе и себя самого, в мою собственность. При таком способе существования самое важное для меня - это приобретение собственности и мое неограниченное право обладать всем, что я приобрел.
  •  Модус обладания исключает все другие. Он не требует от меня каких-то дальнейших усилий с целью сохранить свою собственность или продуктивно пользоваться ею. В буддизме этот способ поведения описан как "ненасытность", а иудаизм и христианство называют его "алчностью". Он превращает всех и вся в нечто безжизненное, подчиняющееся чужой власти.
  •  При ориентации па обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я сам превратились в вещи. Я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, мое психическое здоровье основываются па моем обладании объектом (как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного процесса между субъектом и объектом. Он превращает в вещи и самого субъекта, и того, что является его объектом. Связь между ними смертоносна и не животворна.
  •  В работе рассматривается также другой модус существования "быть". Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и наличие критического ума. Его основная характерная черта - активность человека, но не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, проективного пользования им своих человеческих потенций. Быть активным - значит дать пропиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен, по мнению Фромма, каждый человек.
  •  "Быть" - это значит обновляться, расти, изливаться, любить, вырываться из стен своего изолированного. Я. испытывать глубокий интерес; страстно стремиться к чему-то отдавать. Однако Фромм считал, что пи одно из этих переживаний может быть полностью выражено с помощью слов. Вероятно, лучше всего модус бытия может быть описан символически. Нет ничего удивительного в том, что стремление человека к самоотдаче и самопожертвованию проявляется столь часто и с такой силой, если учесть условия существования человеческого рода.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

24, 19, 5, 33.doc

24, 19, 5, 33.doc
Размер: 52.5 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Социальный характер по Э.Фромму. П.А. Кропоткин: взаимная помощь и толерантность как принципы организации общественной жизни. Работа Э. Фромма «Иметь или быть».

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Экономикалық бөлім

 Электронды сәулелік балқытып біріктіру көмегімен қатты буазды гироскопты дайындау технологиясының өңделуінен бастап, орындалуына дейін нәтижені бағалау

На какую высоту поднимается уровень жидкости в конденсаторе после сообщения его пластинам заряда

Задача. Решение. Плоский конденсатор расположен горизонтально так, что одна его пластина находится над поверхностью, другая  под поверхностью жидкости.

О пользе и вреде загара

Вот с этой точки зрения давайте попробуем разобраться: полезно или вредно загорать? Уж очень много противоречивых мнений в этой области. С одной стороны в последние годы средства массовой информации нас шокируют разными страшилками типа: «Загорать безумно опасно – это вызывает рак!»

Уголовное право

Уголовный кодекс Российской Федерации УК РФ. Система уголовного права, понятие и значение. Состава преступления. Субъективная сторона преступления. Общественно опасное деяние. Причинная связь в уголовном праве. Уголовная ответственность. Субъект преступления.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Федеральный образовательный стандарт второго поколения. В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт? Что такое внеурочная деятельность, каковы её особенности? Как будет оцениваться работа школьников?

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok