Философия сознания

Арендный блок

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.И. МЕЧНИКОВА

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Культурологическое отделение

Реферат

На тему:

«Философия сознания»

Выполнила:

Студентка IV курса

Одесса 2015

Проблема сознаний находится в центре внимания как философии, так и специальных наук, изучающих мозг, психику и поведение человека, Это одна из «вечных» философских проблем, До сих пор в ней много неясного. Она была и остается предметом спора между материалистами и идеалистами.Материализм понимает сознание как свойство особым образом организованной материи (человеческого мозга) субъективно отражать объективный мир в идеальных образах и на этой основе регулировать деятельность человека.

Сознание – духовная форма деятельности. Первоначально производство идей, представлений было вплетено в материальную деятельность и общение людей, В дальнейшем происходит отделение духовного от материального, производство идей становится относительно самостоятельным.

Сознание является жизненно необходимым условием практической деятельности человека. В нем отражается и осмысливается как объективная, так и субъективная реальность, Оно возникает, функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с окружающим его миром и на основе его чувственно-предметней деятельности, общественно-исторической практики.

Сознание обладает таким свойством, которого не наблюдается у предметов объективного мира, Этим свойством является идеальный характер его образов, Познавательный образ и отраженный в нем предмет, с одной стороны, едины, ибо образ есть копия предмета, с другой – противоположны, ибо одно по отношению к другому выступает как идеальное по отношению к материальному, Познавательный образ как отражение не является его материальной копией. Образ не обладает свойствами, присущими материальным телам.

Познавательный образ нельзя рассматривать как особую идеальную вещь, существующую наряду с предметом и независимо от него. Здесь нет двух предметов - идеального и материального. Сознание создает лишь образ материального предмета.

Идеальное - отражение действительности в формах мыслительной деятельности человека, его сознания и воли. Оно не существует отдельно, но его можно выделить как некоторую чистую форму,Отражение является свойством объектов как неживой, так и живой природы. Анализ этого свойства показывает, что длительный путь эволюции досоциального отражения завершился оформлением головного мозга с его безграничным потенциалом возможностей. Головной мозг представляет собой наивысший уровень структурно организованного бытия в мире. Мозг составляет основание психических процессов. С помощью мозга и на его основе формируется сознание и осуществляется духовная жизнь человека, складывается его отношение к миру. Развитый мозг, специализация его подсистем, наличие двух сигнальных систем, единство естественной и искусственной природы задают условия становления и развития сознания человека.

Сознательно поставленная цель, организация действий на ее осуществление, постоянный контроль и корректировка программы действий, равно как и изменение способа и средств ее обеспечения, — все это коренным образом отличает психику человека от психики животного, свидетельствует о том, что мы имеем дело с новым качеством психики.Вместе с тем в психике человека и животного есть много общего: чувствительность к внешней среде; способность интегрировать воздействующие свойства в единый целостный образ. И человеку, и животному присущи навыки рассудочной деятельности, и отличие заключается лишь в мере совершенства этих навыков.

Тем не менее сознание — это новое качество отражения, которое имеет свои особые характеристики.

• Сознание универсально. Будучи высшей формой отражения, сознание способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень восприятия обеспечивается и контролируется сознанием.

• Сознание является основой творческой деятельности. Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения.

• Сознание опосредовано языком, что позволяет ориентироваться на чужой эмпирический опыт, а при необходимости подключать предшествующий опыт человечества.

• Сознание социализировано. Его возможности формируются и изменяются под влиянием развития общества в целом.

• Сознание индивидуально и, следовательно, уникально. Уже на уровне отражения в каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию.Изучение сознания включает в себя рассмотрение его собственной части — самосознания.

Самосознание направлено «вовнутрь», субъект делает объектом познания самого себя. Формирование самосознания явилось принципиальным шагом в процессе эволюции человека. Посредством самосознания человек выделяет себя из окружающей среды и самоидентифицирует себя как личность. Самосознание есть мера развития личности.

История представлений о сознании и основные концепции его понимания.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья, где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени, когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» - личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX века открывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи, лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира

3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению.

4. Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга

5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды

6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.

Сознание как философская проблема.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые «незапрограммированные» слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Сознание возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Самосознание — это сознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Николенко.doc

Николенко.doc
Размер: 58.5 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Реферат. Проблема сознаний находится в центре внимания как философии, так и специальных наук, изучающих мозг, психику и поведение человека

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Управління проектами

Головні завдання курсу «Управління проектами»: доведення поширеності проектної діяльності підприємств і організацій за умов мінливого ринкового середовища і необхідності використання специфічних методів та інструментів в управлінні проектами

Менеджмент пәні бойынша емтихан сұрақтарының тізімі

Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Дипломная работа. Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам в фитнес клубе ООО «Спорт -Энерджи».

Реклама. Госэкзамен, ответы

Вопросы теста для профиля «Реклама». Гос.экзамен. Ответы на госэкзамен. Маркетинг, СМИ, маркетинговые коммуникации. ФЗ «О рекламе»

Кількісна оцінка інформації

Лабораторна робота Мета роботи: набути навичок у обчисленні кількості інформації

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok