Неопозитивизм первой половины ХХ в.

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением.

Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел прожил долгую жизнь и написал много работ. В соавторстве с А. Уайтхедом он издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910). Позже он самостоятельно писал «Анализ сознания» (1921), «Исследование значения и истины» (1940), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1950), «История западной философии» (1948) и др.

Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Следует отметить, что как философ Б. Рассел не ограничивал круг своих интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.

Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата» (1921) и «Философских исследований». Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором — метод лингвистического анализа.

В «Логико-философском трактате» мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.

Необычному толкованию в этом сочинении было подвергнуто понимание термина «философия». Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. Философия, по его мнению, — не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Согласно Витгенштейну, для того чтобы философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности.

Неудовлетворенность своей попыткой отразить «картину» мира в языке в такой мере ясно и точно, как ему хотелось, привела мыслителя к созданию трактата «Философские исследования». В этом сочинении логический анализ языка замещается его лингвистическим анализом. Язык в нем рассматривается не как логический «двойник», противоположный миру, а как средство отношения к миру в ходе его применения с элементами творчества, игры. При этом языковые игры рассматриваются как метод обнаружения возможностей. Философия в этом сочинении выступает как средство научения мышления.

Другие представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др. тоже внесли значительный вклад в развитие теории познания и философии науки. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. п.

Историки философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют рассмотрению представителями этого течения вопроса о проверке истинности знания. Процесс установления истинности научных утверждений осуществляется неопозитивистами с помощью принципа верификации, обозначающего установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. В соответствии с этим принципом всякое научно осмысленное высказывание о мире должно предоставлять возможность его сведения к совокупности высказываний, фиксирующих данные чувственного опыта. Например, истинность предложения: «Этот дом панельный» устанавливается из зрительного контакта с ним. Те высказывания, которые не могут быть сведены к данным чувственного опыта и найти в нем подтверждение, например «время необратимо» или «движение — форма существования материи» относятся неопозитивистами к псевдопредложениям и обозначают псевдопроблемы. Этот принцип показался недостаточно эффективным, что послужило поводом для отказа от него со стороны представителей «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Вопросы к кандидатскому экзамену "История и философия науки". Общие проблемы философии науки. Предмет философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки. Готовые ответы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

История и философия науки

Вопросы к кандидатскому экзамену "История и философия науки". Общие проблемы философии науки. Предмет философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки. Готовые ответы.

К данному материалу относятся разделы:

Неопозитивизм первой половины ХХ в.

Концепция Карла Поппера

Постпозитивизм: концепция научных революций Т.Куна

Постпозитивизм: И. Лакатос и П. Фейерабенд

Философия русского космизма

Учение о ноосфере В. Вернадского

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт,как особая сфера культуры

Особенности технического знания философии и техники

Философия и наука

Научная рациональность. Смена типов научной рациональности: классическая, не классическая, постнекласическая наука

Аксиологический аспект в социально гуманитарном познании

Проблема истинности в социально гуманитарных науках

Специфика социально гуманитарного познания

Понимание, интерпретация, объяснения в социально-гуманитарных науках

Дискуссии в философии науки по поводу концепции детерминизма от античности до современности

Похожие материалы:

Логика. Констпект

Предмет логики как науки.

Итоговый тест к зачету по политологии

Проблемы роста недоверия граждан к институтам государственной власти

Реферат На тему «Проблемы роста недоверия граждан к институтам государственной власти». Недоверие к власти в Украине. Западная теория и российская специфика. Доверие к власти и корпоративный подход

Отчет о практике. «Университет третьего возраста»

Кафедра социологии и социальной работы «Университет» является инновационной формой социального обслуживания населения

Усна народна творчість, освіта і писемність

Галицько-Волинський літопис. Архітектура і містобудування.. Живопис, художні ремесла. Висновки. Західноукраїнські землі, Галичина і Волинь