Постпозитивизм: концепция научных революций Т.Куна — История и философия науки | iFREEstore

Постпозитивизм: концепция научных революций Т.Куна

Идеи Поппера о процессе развития науки подверглись критике уже со стороны одного из его последователей — Т. Куна, который в книге «Структура научных революций» выдвигает собственную модель ее развития. Кун вводит понятия научного сообщества и парадигмы. Научное сообщество — это группа ученых, профессионалов, объединенных общей научной парадигмой — образцом решения научных задач и отбора значимых проблем. Научная парадигма включает в себя также понимание картины мира, общих ценностей научного поиска, образцов обучения. Так, в качестве примера Кун приводит парадигмы Ньютона, Лавуазье, Эйнштейна.

На протяжении периода «нормальной науки» принципы парадигмы не подвергаются сомнению, и исследования осуществляются в ее рамках. Однако с развитием науки в рамках парадигмы обнаруживаются аномалии, противоречащие ей факты, либо парадоксы самой парадигмы, которые невозможно решить ее собственными средствами. Наступает период научной революции, в ходе которого старая парадигма отбрасывается и из альтернативных возможностей выбирается новая. Именно в этот период, по мысли Куна, работает принцип фальсификации.

Однако Кун отрицает принцип преемственности, прогрессивного развития знания, выдвигая положение о несоизмеримости парадигм, невозможности сравнения их уровня истинности.

И еще раз 5 вопрос с другого источника

Концепция смены научных парадигм Т. Куна

Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Томасом Куном (1922-1995) включает в себя два основных этапа:1. Это нормальная наука, где безраздельно господствует парадигма; 2.И научная революция – распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, и наконец победа одной из них, т.е. переход к новому периоду нормальной науки. Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие подобно развитию биологического мира представляет собой однонаправлены и необратимый процесс. Допарадигмальный период характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов исследования. Для этого периода характерны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы оной из школ. Конкретизируя понятие «парадигма», Кун вводит понятие «дисциплинарная матрица». Важнейшим элементом ее структуры (наряду с символическими обобщениями, философскими частями и ценностными установками) Кун считает общепринятые образцы, признанные примеры конкретного решения определенных проблем. Этот процесс и обеспечивает функционирование нормальной науки. Кризис парадигмы есть вместе с тем и кризис присущих ей методологических предписаний. Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск. Результатом этого процесса является научная революция – полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой. В ходе научной революции происходит такой процесс, как смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение данной сетки вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний. Ученые – особенно мало связанные с предшествующей практикой и традициями могут видеть, что правила больше не пригодны, и начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предшествующую и которая была бы основана на новой понятийной сетке. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было характерным для нормального периода науки. В период научной революции главная задача ученых-профессионалов как раз и состоит в упразднении всех наборов правил, кроме одного – того, который вытекает из новой парадигмы и детерминирован ею. Однако упразднение методологических правил должно быть не их голым отрицанием, а снятием, с сохранением положительного.

Основная мысль Т.Куна состоит в том, что в развитии научного знания особую роль играет деятельность научного сообщества. Определяющее значение принадлежит не нормам логики, методологии, а парадигме, т.е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Парадигма по своему содержанию шире теории и шире научно-исследовательских программ. Если та или иная парадигма господствует безраздельно, то налицо период нормальной науки. Разрушение парадигмы приводит к научной революции. Каждая парадигма обладает своими критериями рациональности, они не являются универсальными. Парадигмы несоизмеримы друг с другом, между ними нет сколько-нибудь непосредственной логической преемственности. Новая парадигма отменяет старую. Многие считают, что в своей концепции несоизмеримости парадигм Кун недооценивает преемственность научного знания. Подчеркивая, что наука есть результат деятельности научных коллективов. Кун справедливо обращает внимание на особую значимость в науке социальных и психологических моментов.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

33.docx

33.docx
Размер: 101.2 Кб

.

Пожаловаться на материал

Вопросы к кандидатскому экзамену "История и философия науки". Общие проблемы философии науки. Предмет философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки. Готовые ответы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

История и философия науки

Вопросы к кандидатскому экзамену "История и философия науки". Общие проблемы философии науки. Предмет философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки. Готовые ответы.

К данному материалу относятся разделы:

Неопозитивизм первой половины ХХ в.

Концепция Карла Поппера

Постпозитивизм: концепция научных революций Т.Куна

Постпозитивизм: И. Лакатос и П. Фейерабенд

Философия русского космизма

Учение о ноосфере В. Вернадского

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт,как особая сфера культуры

Особенности технического знания философии и техники

Философия и наука

Научная рациональность. Смена типов научной рациональности: классическая, не классическая, постнекласическая наука

Аксиологический аспект в социально гуманитарном познании

Проблема истинности в социально гуманитарных науках

Специфика социально гуманитарного познания

Понимание, интерпретация, объяснения в социально-гуманитарных науках

Дискуссии в философии науки по поводу концепции детерминизма от античности до современности

Похожие материалы:

АКТ судебно-медицинского исследования трупа

«Зеленые» технологии и производства в утилизации отходов жизнедеятельности человека

Проблема полного уничтожения или частичной утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Предварительная сортировка. Санитарная земляная засыпка. Сжигание. Переработка горючих, гниющих отходов. Переработка использованных шин. Линии демонтажа старых автомобилей. Утилизация медицинских отходов.

Рекламируем кооператив с помощью статей в местных СМИ

РУБРИКА Реклама и маркетинг ТЕМА Привлечение сберегателей ЗАГОЛОВОК Рекламируем кооператив с помощью статей в местных СМИ, автор рассказывает о том, почему статьи в печатных изданиях – наиболее эффективный способ рекламы

Мотивы, подражание и заражение в психологии

Мотивы. потребности и ожидания массовой аудитории в процессе массовой коммуникации подражание и заражение как особенности психологии массового человека

Разработать вариант мотострелкового взвода в сторожевом охранении

Курсовая задача. По дисциплине: Информатика и информационные технологии профессиональной деятельности. Целью данной работы по выполнению курсовой задачи является формирование у курсантов способности применять методы информационных технологий, изучаемых в курсе информатики, для решения военно-прикладных задач.