Общество как цивилизация

Территория рекламы

Глава 11. ОБЩЕСТВО КАК ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Ключевые слова: цивилизация, европоцентризм.

История термина «цивилизация» насчитывает примерно 250 лет. Принято считать, что слово «цивилизация» впервые употребил маркиз В. де Мирабо в 1757 г. в известном трактате «Друг законов». По его определению «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, необходимые, чтобы соблюдать правила приличий, а те в свою очередь необходимы, чтобы играть роль законов общежития».

С момента своего появления в европейской культуре XVIII века понятие «цивилизация» неоднократно меняло свое содержание. Изучение истории древних арабов, ассирийцев, греков, египтян, индийцев, иранцев, китайцев, римлян, шумеров, вавилонян и других локальных обществ выявило наличие у этих народов базовых признаков цивилизации:

рост городов, и упрочение на этой основе государственности;

санкционированный государством набор базовых общепринятых ценностей, закрепленных в общедоступных письменных памятниках и архетипах культуры;

нормативность обрядовых и поведенческих стандартов, влиявших на политическую, социальную и экономическую жизнь общества;

развитие ремесел, отделившихся от сельского хозяйства.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный) есть локальная или региональная общность людей, сложившаяся на основе определенного набора ценностей, воплотившихся в достижениях материальной и духовной культуры и заученном поведении социальных групп.

Понятие цивилизации тесно связано с понятием культуры, так как обозначает особым образом организованную совокупность культурных явлений.

Первоначально в XVIII-XIX вв. термин «цивилизация» использовался главным образом для характеристики высшей стадии культуры. Мир делился на цивилизованную и нецивилизованную части. В результате в умах европейцев сложилось представление о том, что цивилизованный Запад противостоит нецивилизованному Востоку.

Негативное отношение к европоцентризму, предлагавшему рассматривать человеческую историю по европейским стандартам, было выражено русским философом культуры Н. Я.Данилевским (1822-1885) и немецким философом О. Шпенглером (1880-1936). В работе «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1868) Н.Я.Данилевский подвергнул критике представление об универсальном значении достижений европейской культуры. По его мнению, человечество неоднородно, оно расчленено на локальные самобытные культуры или цивилизации (египетская, китайская, индийская, германо-романская, русская и т.д.), каждая из которых имеет собственный, уникальный путь исторического развития.

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» рассматривает человечество как совокупность замкнутых индивидуальных формаций (units), отдельных миров, которые он называет «культурами» (античная, арабская, западная, русская и т.п.). Каждая культура, по его мнению, имеет свой неповторимый характер, только ей присущую идею, она совершенно изолирована от других, имеет собственную жизнь и смерть. Каждая культура имеет сходство с остальными лишь в том, что проходит одни и те же жизненные циклы (рождение, юность, старость, смерть) и одни и те же стадии развития (ранней мифологической культуры, высокой религиозной культуры и поздней «омертвевшей» культуры или цивилизации).

В наши дни цивилизация воспринимается как совокупность материальных и духовных достижений человечества, внутри которых устойчиво и стабильно развивается определенный тип культуры (творческое, индивидуальное начало).

§ 1. Древний Египет

Ключевые слова: Мемфис, «общегражданское письмо», Исида, Гермес, эпоха героев.

Черты физической географии. Арабская Республика Египет занимает территорию, по форме близкую к неправильному четырехугольнику, расположенному в северо-восточном углу континента Африка; к нему же с востока прилегает треугольник полуострова Синай.

С севера Египет ограничен побережьем Средиземного моря, с востока — Красным морем. Большую часть западных территорий Египта занимает Ливийское нагорье, сложенное известняками. С востока к долине Нила, обжитой людьми территории, примыкают Аравийские горы, безводная местность, где сравнительно невысокие хребты гор изрезаны многочисленными ущельями и проходами, получившими название «вади».

Древний Египет, в соответствии с представлениями античной географии, не принадлежал ни Африке, ни Азии, а являл миру особую часть света. Во всяком случае, это было справедливо для так называемой Дельты — области Нижнего Египта, образованной многочисленными рукавами Нила при впадении в Средиземное море. Сами египтяне выделяли три главных русла Нила в Дельте: «поток Запада, Великий поток (медианное русло) и Воды Ра (восточное русло).

Название «Египет» у Гомера применялось не к стране, а к ее реке («к водам светлоструйным потока Египта»),

Мемфис — город, появившийся сравнительно поздно и основанный в середине XV века до н. э. фараоном Тутмосом III Менхеперра, — своим местоположением делил страну на два региона, так что, по-видимому, не случайно один из его районов носил имя «Весы Обеих Земель». Египтяне делили страну на «Верховье» (от Нильских порогов на юге вплоть до Мемфиса) и «Низовье» (собственно, Дельта).

Верховье, которое начиналось от острова Элефантина при первых нильских порогах, отличалось изощренностью своего территориального деления. В Верховье рождалось «царствие» и были расположены древнейшие культовые центры Иераконполь, Фивы, Дендера, Абидос. В особенности знамениты, конечно, «стовратные Фивы» с храмовыми комплексами Луксора, Карнака и западного берега с Долиной царей.

В Низовье несколько севернее Мемфиса Нил разветвляется на два из трех основных рукавов. Сам Мемфис представлял собой древнейший мегаполис, вобравший в себя несколько поселений: древнюю цитадель «Белые Стены», основанную, по преданию, еще первым историческим царем Менесом, а также город при пирамиде царя Пепи I Мерира, от которого и получил свое название (в древности Мен-нефр-Мерира), и поселение при главном храме Птаха. Этот храм был хранилищем всей исторической традиции Египта, и именно знакомство с его монументами позволило Геродоту дать первое изложение истории страны в рамках зарождающейся исторической науки.

Периодизация политической истории. В основе современных представлений о периодизации династийной истории Египта находится труд египетского ученого мужа Манефона «Сочинение о Египте по памятным записям», который был составлен в начале III века до н. э. Так же, как и Геродот (середина V века до н. э.), Манефон, используя по преимуществу мемфисскую письменную историческую традицию, перечислил имена и годы правления царей Египта на протяжении 30 династий. Деление на «династии» было, по-видимому, его собственным методом периодизации, так как более древняя историческая традиция, сохраненная для нас так называемым «Туринским царским каноном» (эпоха XIII века до н. э.), распределяла правления по столицам, власть в которых отмечала исторические периоды (например, «царствование в Гераклеополе» или «царствование в Мемфисе»).

Во второй половине XIX века К. И. Бунзен выпустил в свет труд «Место Египта в мировой цивилизации», где была предложена модель развития Египта как прохождение истории через «три царства», ставших позднее в исторической науке Древним, Средним и Новым царствами. Однако эта схема была неполной: в нее пришлось добавить сначала два Переходных периода между царствами, а затем внести в начало истории Раннее царство, а в конец — Третий Переходный период. В таком виде династийная история Древнего Египта до Персидского завоевания в 525 г. существует и сейчас.

Черты культуры Древнего Египта. Древнеегипетский этнос сложился при довольно сложных и до конца не изученных обстоятельствах. В антропологическом отношении у египтян было много африканских черт, но вместе с тем свою долю внесли и Ближний Восток, и выходцы с Ливийского нагорья. Язык древних египтян, будучи самым древним языком, зафиксированным письменно, занимает уникальное место в афразийской макросемье, сохранив наиболее архаичные черты грамматики и лексики.

В основании культуры древних египтян лежит уникальное мироописание, соединяющее представления эпохи неолита и модели, выработанные в обществе с развитыми и чрезвычайно сложными социально-экономическими связями. Эта совокупность обстоятельств, которая в системе описаний совмещает еще мир саванны с миром раннего урбанизма и централизованной экономики, нашла свое отражение в особой системе письменности, получившей у эллинов на рубеже нашей эры название «иероглифика». Со временем у египтян развилась и система знаков для звуков речи. Это письмо смешанного типа и представил в своих методах дешифровки Ж.-Ф. Шампольон в 1822 г., дав толчок научному этапу развития египтологии.

Помимо священного письма, иероглифики, египтяне использовали скоропись, так называемое общегражданское письмо, которым и записано все многообразие текстов на папирусах, писцовых палетках из дерева или изредка на черепках глиняной посуды. Формы знаков этого письма в дальнейшем послужили основой для разработки графики финикийского алфавита, а затем и греческого, так что буквы, которыми записан текст, который вы сейчас читаете, по большей части, восходят к египетской скорописи.

Для общего представления художественной литературы Древнего Египта будет достаточно знакомства с «Повестью Синухета», «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», «Беседой разочарованного со своей душой», «Пророчеством Неферти», «Злоключениями Унамона».

Творческая одаренность египтян в живописи и особенно скульптуре и архитектуре поражала как в античную эпоху, так и сегодня. Совершенство владения линией и объемом в круглой скульптуре выработалось у египтян уже к концу правления II династии, о чем свидетельствует статуя царя Хасехе-муи из Каирского музея. В дальнейшем скульптурное творчество пережило несколько этапов взлета, каждый с ярко выраженными особенностями: динамизм и откровенность линий эпохи эль Амарны, имперский стиль XVIH-XIX династий, творческое возвращение к канонам древности в Саисское Возрождение, влияние эллинских мотивов в поздней скульптуре. Особого внимания заслуживает ювелирное и мебельное мастерство египтян, малая пластика в дереве и бронзе, поздняя жанровая живопись, искусство иллюстрации книги.

Религия и представления о Инобытии. В основе культового служения египтян лежит представление о Инобытии. Иначе говоря, жизнь не ограничена социальными связями, само общественное бытие и производительный труд, в частности, оправданы только как служение миру божеств и предков. Таким образом, царь представлялся не столько политическим гегемоном, сколько теургом, т. е. верховным служителем божественного, превращающим все созданное людьми в жертву богам и предкам. Согласно этим же

представлениям, царь обладал природой божества. Поэтому египтяне описывали социальные кризисы как прекращение храмовых ритуалов.

Египетский культ был прежде всего городским, а каждый город —центром служения особому божеству. Помимо этого, всю страну охватывал государственный царский культ. Каждый египтянин мог рассчитывать на свой частный культ после постройки гробницы, изготовления культовых памятников (статуй, стел с надписями, жертвенников) и, соответственно, на свое личное Инобытие. Особенность египетской доктрины в ее плюрализме: египтяне никогда не стремились создать единой непротиворечивой системы (основной проблемы монотеизма и современной науки) и потому не знали развитой литературы толкований религиозных вопросов. До наших дней дошло несколько весьма противоречивых между собой трактатов, излагающих частные доктрины: учение жречества Птаха (мемфисский трактат), доктрины культов Амона, Тховта, Осириса, Хора, множество славословий и гимнов богам. Помимо этого, с эпохи Нового царства появляются следы профаниче-ских верований, так называемой «народной религии». Магические писания античной эпохи отражают принятие египтянами черт иудейской мифологии о Шеоле, божественных посланцах (губительных и добрых).

Большинство популярных представлений о религиозной доктрине египтян восходит к позднеантичным культам Исиды и Гермеса Трисмегиста (Тховта).

Особенности государственно-политического устройства. Политическая основа цивилизации рождалась в Верховье страны как египетское «царствие» — особая социальная модель, основанная на централизованном и плановом типе земледельческой экономики, которая поглотила и практически уничтожила общинную организацию.

Египтяне очень рано перешли к урбанистическому образу жизни, так что традиция уверяла, что города старше царства. Поэтому экономическая деятельность в масштабах страны понималась египтянами как грандиозная теургия, священное служение городским божествам номов. И царское хозяйство должно было учитывать это важное обстоятельство, которое не удалось преодолеть даже эллинской политэкономии в период владычества в Египте македонской династии Птолемеев.

Деление страны на номы — важнейшая ее черта, но структурно очень изменчивая. Число номов варьировалось, и их политическая роль менялась. Египтологи пользуются списками номов, составленными эллинами для организации налогообложения страны.

Древнейшая государственность Египта представлена эпохой героев. Уже существовали могущественные правители-воины, распространившие свои политические и хозяйственные учреждения до рубежей Дельты. Нижний Египет не представлял никакой политической целостности и состоял, как было и повсюду от Средиземного моря до Месопотамии, из городских общин. Южане совершали сюда регулярные военные походы и получали богатую добычу. Обращение военнопленных в рабство не практиковалось: десятки тысяч северян физически уничтожались. Цари эпохи героев оставили свои культовые памятники в храме Иераконполя, но ему не суждено было стать «городом летописей».

Источники единодушно указывают на то, что первым «историческим царем» стал выходец из Тинисского нома Менее, с имени которого начинались древнейшие летописи Мемфиса. В его правление Нижний Египет все еще был целью разорительных походов южан, и только на пятом правлении первой династии, при царе Дене появляется титул, который условно переводится «царь Верхнего и Нижнего Египта». Однако в действительности страна обрела политическую и экономическую целостность только к первому правлению III династии, в годы царя Нечрихета, известного также как Джосер («святой»). Для него же была построена первая, еще ступенчатая пирамида.

С правления Джосера начинается эпоха Древнего царства, пиком которой было правление IV династии: цари Снофру, Хеопс, Хафра, Микерин построили самые величественные в истории Египта пирамиды. Это строительство свидетельствовало об окончательном сложении едва ли не уникальной социальной структуры, совмещавшей централизованно-плановый характер экономики всей страны при наличии обособленных царского, храмового и частного вельможеского хозяйств. Это было время совершенной работы административно-бюрократического аппарата, позволявшего решать даже сложные проблемы демографии. Однако социальный ресурс этой системы был ограничен и к концу правления начал давать первые сбои. Всего Древнее царство насчитывало семь или восемь династий, на последней из которых царская родовая линия Менеса была прервана. Страну охватил политический и экономический хаос, оставшийся в воспоминаниях египтян самым черным временем, Эпохой Смуты, Временем Болезни.

Царская власть была восстановлена в городе Гераклеополь, но правление как-то не задалось. Нижний Египет перенес жесточайшее вторжение кочевых племен с Востока, так что города по восточному рукаву Нила пришлось отстраивать заново и заново заселять людьми из других регионов. В Среднем Египте случилась устрашающая засуха, которая привела даже к случаям людоедства. Постепенно Гераклеопольская династия утрачивала контроль над южными частями страны и там формировались особые политические силы и их коалиции. Верх стали одерживать властители области Фив. В области Среднего Египта стали происходить вооруженные конфликты. Бывало, что война докатывалась до самого Гераклеополя. Первый Переходный период заканчивается полной победой Фиванской династии, по счету Х1-ой.

С этой династии принято начинать отсчитывать годы Среднего царства. Тем не менее подлинное политическое и культурное обновление в стране началось с правлением новой XII династии. Этот исторический период не был столь уж безоблачным. Случались голод, социальные конфликты и притеснения, бегство египтян с родины. Но все же именно в годы XII династии родилась первая на земле художественная литература, отличающаяся высоким психологизмом своих тем, утонченным художественным языком, особой метрической организацией текста. Уникальность этого явления в истории литературы определяется еще и тем, что его период был скоротечен, около века, и никогда позже в Египте литература не поднималась до таких высот.

Конец эпохи пришелся на правление самого могущественного царя Среднего царства Аменемхета III, Ламареса, строителя Лабиринта. В его годы Египет снова получил высокий уровень централизации всей государственной жизни, но, по-видимому, все держалось на личных качествах, особой харизме самого царя, так как после его правления династия вскоре сходит со сцены и на престоле Египта начинается настоящая чехарда. Эпоха XIII династии — это правления, занимавшие порой всего несколько месяцев. Вскоре начинается процесс проникновения в страну чужеземцев с востока, из региона Палестины и Сирии. Вероятно, что после некоего удачного вторжения в восточную Дельту в стране устанавливается власть чужеземных династий.

Начался Второй Переходный период, известный как «династии гиксосов». Цари гиксосов составили, согласно историку Манефону, XV и XVI династии, правившие, по-видимому, одновременно. В северо-восточной Дельте была основана столица, город Аварис. Сейчас полагают, что Египет занимал хотя и важную, но сравнительно небольшую часть в царстве гиксосов, охватывавшем все восточное Средиземноморье.

На рубеже правлений XVII-XVIII династий, происходивших из Фив, власть у гиксосов была отвоевана двумя царственными братьями, Камесом и Яхмосом. Начался последний яркий период в истории страны, когда Египтом управляли цари-египтяне. Это была эпоха великих завоеваний на Востоке и в Нубии, в ходе которых Египту удалось создать довольно протяженную империю. В годы XVIII династии правили многие выдающиеся личности: царица Хатшепсут, известная организацией морской экспедиции в страну Пунт на побережье Сомали; Тутмос III, неутомимый и яростный воин, но не чуждый любви к ботанике; фараон-солнце Аменофис, чьи сфинксы украшают набережную перед Академией Художеств в Санкт-Петербурге, построивший величественную колоннаду Карнакского храма и комплекс Луксора; его преемник Эхнатон, создавший особый царский ритуал поклонения Солнцу (что по недоразумению приняли за введение единобожия в стране), и его блистательная супруга Нефертити, сюда же отнесем и Тутанхамона.

В XIX династии самыми яркими были три правления: Сети I, Рамсеса II, Мернептаха. Все прославились как завоеватели: Рамсес II войнами с хеттами и заключением первого в истории международного договора среди «супердержав», его сын Мернептах: походом на восток, при описании которого впервые упомянут народ «израиль». Последним могущественным царем-египтянином был Рамсес III, известный битвами с «народами моря», которые дали начало филистимлянам.

На правлении XXI династии заканчивается история Нового царства и открывается бурная эпоха Третьего Переходного периода, в ходе которой на египетском престоле египтян уже не было.

Окончание этих смутных времен принесло стране новое Возрожение, которое шло из северного города Саиса, столицы XXVI династии, основателем которой был Псамметих I, по происхождению ливиец. Эта блистательная эпоха завершилась Персидским завоеванием Египта, на котором принято останавливаться при описании древней истории страны.

Контрольные вопросы

  1. Что означает слово «Египет»?
  2. Как произошло возникновение и территориальное деление Древнего Египта?
  3. Какое государственное и политическое устройство имел Древний Египет?
  4. Дайте периодизацию династийной истории Египта.
  5. Укажите основные черты культуры Древнего Египта.
  6. Перечислите основные памятники древнеегипетской цивилизации.

§ 2. Древняя Месопотамия

Ключевые слова: кунжут, шумеры, аккадцы, Гильгамеш, Саргон Великий, Хаммурапи, Навуходоносор.

География и население. Регион, который мы называем Месопотамия (греч. Междуречье), занимает всю территорию современного Ирака и прилегающие области Турции и Сирии. Его можно рассматривать и как южный «рог» так называемого Плодородного полумесяца — изогнутой полосы пригодных для возделывания земель, включающей восточный берег Средиземного моря, предгорья Тавра и Загроса и бассейн двух великих рек, Тигра и Евфрата.

При всем многообразии природных условий этого региона в нем довольно четко выделяются две главные зоны: север и юг. Северная (Верхняя) Месопотамия представляет собой неоднородную по рельефу и ландшафту местность, где холмистая равнина переходит в предгорья Тавра и Загроса. Неровный ландшафт препятствует здесь проведению сколько-нибудь значительных каналов, поэтому земледелие Верхней Месопотамии сильно зависело от дождей. Особенно хорошо здесь было развито скотоводство. Через этот регион проходили важнейшие торговые пути древности, по которым везли золото и драгоценные камни из Индии, олово и лазурит из Афганистана, свинец, серебро и железо с Иранского нагорья. Очень рано торговля стала одним из важнейших занятий населения этого региона.

Южная (Нижняя) Месопотамия представляет собой совершенно плоскую, постепенно снижающуюся равнину. Такой рельеф местности в сочетании с возможностью контролировать течение и разливы двух могучих рек, Тигра и Евфрата, очень рано привели к возникновению здесь широкой сети отводных каналов, шлюзов и водохранилищ. Именно каналы и регулярный уход за ними обеспечивали функционирование главной хозяйственной отрасли населения юга — земледелия и позволяли выращивать огромные по тем временам урожаи.

Основной зерновой культурой был ячмень, выращивали также пшеницу. Главной технической культурой был кунжут (он же — знаменитый сезам или сим-сим). Из него приготавливали масло. Выращивали также бобовые, лук, чеснок, травы, которыми приправляли довольно пресную и однообразную пищу — ячменные лепешки и нечто вроде каши. Из ячменя варили разные сорта пива. Иногда древнюю Месопотамию называют страной «ячменя, пива и сезамового масла». Из фруктовых деревьев самое важное место занимала финиковая пальма, из плодов которой изготавливали самые разнообразные кушанья. Разводили овец, главным образом для шерсти, а также крупный рогатый скот и птицу, но мясо употреблялось большинством населения очень редко, главным образом во время праздников. В реках и болотах Южной Месопотамии водилось огромное количество самой разнообразной рыбы, болотной птицы, черепах и прочей живности. Древесины и камня здесь почти не было. Из доступных в древности ресурсов в изобилии были глина и тростник.

Языки и этносы. Древнейшим известным нам населением Южной Месопотамии были шумеры, появившиеся здесь в V тысячелетии до н. э. Происхождение этого народа до сих пор остается загадкой для исследователей, а шумерский язык не имеет общих черт с каким-либо другим языком. Именно шумеры освоили территорию Южной Месопотамии, создали здесь к началу III тысячелетия до н. э. мощную сеть оросительных каналов и построили многочисленные города. В конце III тысячелетия до н. э. шумеры исчезли как этнос, и с этого времени шумерский язык использовался исключительно в письменной и культовой сфере.

Древнейшим известным нам этносом Северной Месопотамии были аккадцы, которые появились здесь на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. Язык, на котором они говорили (аккадский), принадлежал к восточной ветви семитской языковой семьи. На языках этой группы говорили многие народы древнего Ближнего Востока (ханаанеи, арамеи, финикийцы и др.). К языкам семитской группы принадлежат и языки, на которых говорят многие современные народы, живущие на Ближнем Востоке (арабы, евреи). Во II тысячелетии до н. э. аккадцы разделились на два родственных по языку и культуре народа: вавилонян и ассирийцев, а аккадский язык разделился на два диалекта: северный (ассирийский) и южный (вавилонский).

В разные периоды древности на территории Месопотамии появлялись и другие народы: амореи, хурриты, касситы, арамеи, эламитяне. Однако именно шумеры и аккадцы играли определяющую роль в истории Месопотамии с конца IV и до середины I тысячелетия до н. э. Шумеро-аккадская цивилизация Месопотамии внесла огромный вклад в историю человечества.

Письменность. Именно шумеры были, вероятно, создателями древнейшей в мире системы письменности. В конце IV тысячелетия до н. э. в Южной Месопотамии появились первые письменные документы: глиняные таблички с пиктографическими (рисуночными) надписями. Позднее эти рисунки превратились в сочетание «клинышков» — клинообразных штрихов, оставленных на глине тростниковой палочкой. Поэтому письменность, возникшую в Месопотамии и существовавшую здесь в течение почти 3 тысяч лет, называют клинописью. Особо важные надписи высекали клинописными знаками на камне, но чаще всего клинописью писали на глине.

Аккадцы заимствовали у шумеров клинописную систему письма, приспособив ее для своего языка, и с середины III тысячелетия до н. э. появились первые клинописные тексты, записанные на аккадском языке.

Политическая история. Существование месопотамской цивилизации—одной из древнейших в мире — охватывает длительный исторический период от середины IV тысячелетия до н. э. и вплоть до середины I тысячелетия до н. э. За это время, как и любая другая цивилизация, она прошла множество разных стадий развития: периодов расцвета, упадка, «темных» периодов и т. п.

В конце IV тысячелетия до н. э. на юге Месопотамии, заселенном шумерами, уже существовало несколько десятков крупных городов (Эреду, Ур, Урук, Киш и др.). Одним из самых больших шумерских городов был город Урук, в котором в XXVIII веке до н. э. правил знаменитый герой шумеро-ак-кадского эпоса Гилъгамеш. В центре каждого города располагались храмы и административные здания, а вокруг них — жилые кварталы, где обитало от 10 до 40 тысяч человек. Города были окружены стенами, рядом с которыми располагались финиковые сады и огороды. Далее шла зона хорошо орошаемой территории, где выращивали зерновые культуры. Город и прилегающая к нему территория считались хозяйством (домом) главного городского бога, а горожане были служителями этого хозяйства. Каждый, от пахаря до главного жреца, выполняли свою необходимую для благополучия этого хозяйства роль.

Шумерские города были связаны между собой тесными хозяйственными и культурными связями и составляли нечто вроде городского союза или федерации. Центром этого объединения был священный город Ниппур, где находился храм главного бога шумеров, бога Энлиля. Именно здесь проходили самые важные религиозные праздники, собиравшие всех жителей Южной Месопотамии. К середине III тысячелетия до н. э. климат Месопотамии стал более засушливым, сократились водные ресурсы, необходимые для орошения полей. В борьбе за воду и плодородные земли шумерские города стали все чаще вступать в военные конфликты друг с другом. Этими междоусобицами воспользовались северные соседи шумеров — аккадцы, завоевав юг Месопотамии в XXIV веке до н. э.

Аккадский царь Саргон Великий (или Саргон Аккадский) впервые объединил всю территорию Месопотамии в единое государство, столицей которого стал город Аккад, располагавшийся недалеко от современного Багдада. Саргон прославился своими походами и завоеваниями, его воины прошли от Персидского залива до Средиземного моря, побывали в Малой Азии и на Кипре. Память об этом великом царе и полководце сохранилась в многочисленных мифах и легендах, рассказывающих о его жизни и деяниях.

В последние века III тысячелетия до н. э. столицей Месопотамии стал город Ур, один из древних шумерских городов. Государство III династии Ура (XXII-XXI вв. до н.э.) прославилось четкой организацией системы управления. От этого времени сохранились десятки тысяч глиняных табличек с клинописными текстами, которые представляют собой отчетные записи чиновников, тщательно фиксировавших всю хозяйственную деятельность.

Набеги соседей с запада (амореев) и юго-востока (эламитян) привели к гибели государства III династии Ура, и Месопотамия вновь распалась на отдельные города-государства, между которыми шла постоянная борьба за лидерство. Победил в этой борьбе город Вавилон, где правил великий царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). С этого времени Вавилон стал не только столицей вновь объединенной Месопотамии, но и превратился в важнейший культурный и религиозный центр всего древнего Ближнего Востока.

До нас дошли законы, записанные по приказу Хаммурапи, в которых устанавливались правовые нормы имущественных и семейных отношений. Текст законов был высечен на каменной стеле под рельефом, изображавшим царя, принимающего законы от бога Солнца и справедливости Шамаша. Общество, в котором действовали эти законы, делилось на три социальные группы: свободные люди (авилумы), зависимые люди (мушкенумы), которые жили за счет жалованья или земельных наделов, выдаваемых за службу, и рабы. Царь был не только главой государства, но и верховным судьей и, самое главное, посредником между своим народом и богами, от благосклонности которых зависела жизнь страны.

В конце II тысячелетия до н. э. на севере Месопотамии возникло и постепенно усилилось новое государство: Ассирия со столицей в городе Auiuiy-ре. Именно Ассирия в I тысячелетии до н. э. стала самой сильной военной державой на Ближнем Востоке. Ассирийская армия, прославившаяся своей непобедимостью и жестокостью, завоевала всю Переднюю Азию и даже Египет, превратив Ассирию в первую «мировую империю». Покоренные народы платили Ассирии огромную дань, что позволяло ассирийским царям строить себе новые столицы с прекрасными дворцами и храмами, а военной знати непомерно богатеть. В то же время трудовое население страны, крестьяне и ремесленники, разоренные непомерными государственными поборами и военными призывами, находились на грани разорения, и хозяйство страны постепенно приходило в упадок.

Последний ассирийский царь Ашшурбанипал был не только великим завоевателем, но и высокообразованным человеком, поэтом и любителем ли-

тературы. В его столице, городе Ниневии, он приказал построить огромное здание библиотеки, где были собраны десятки тысяч клинописных табличек с литературными и религиозными текстами. Часть его огромной библиотеки сохранилась и была найдена археологами.

В конце VII века до н. э. великая ассирийская империя погибла под ударами мидян и вавилонян. Власть над территорией Ближнего Востока перешла от Ассирии к Вавилонии. Великий царь Вавилонии Навуходоносор, имя которого упоминается в Библии, превратил свою столицу, город Вавилон, в самый богатый и красивый город мира. Здесь было построен мощный каменный мост через Евфрат, множество прекрасных дворцов и высоких храмов, один из которых послужил прообразом для сказания о Вавилонской башне, разведены роскошные сады (так называемые сады Семирамиды). Помимо вавилонян в городе Вавилоне жило множество ремесленников и торговцев со всех концов тогдашнего мира. Разные языки, обычаи и традиции мирно уживались в огромном городе, население которого превышало сто тысяч человек.

В 539 г. до н. э. вся Месопотамия, в том числе и Вавилония, была завоевана армией персидского царя Кира и включена в состав великой персидской империи.

Месопотамская цивилизация сыграла огромную роль в истории человечества. Именно здесь появилась одна из древнейших систем письменности, возникли первые зачатки математики и астрономии. Здесь появился древнейший вариант сказания о Всемирном Потопе, был записан самый древний в истории человечества эпос —эпос о Гильгамеше, созданы прекрасные памятники искусства.

Сотни тысяч глиняных табличек, на которых записаны шумерские и аккадские литературные тексты, царские надписи, хозяйственные документы, частные письма, дошедшие до нас из древней Месопотамии, хранятся в разных музеях мира и ждут своего исследователя.

Изучением языков, истории и культуры древней Месопотамии, а также других народов древнего Ближнего Востока, пользовавшихся клинописной системой письма (урартов, хеттов, хурритов, эламитян и др.) занимается наука под названием ассириология.

Контрольные вопросы

  1. Опишите географическое положение Месопотамии.
  2. Опишите народонаселение Месопотамии: языки и этносы.
  3. Укажите основные черты культуры: письменность, язык.
  4. Какова политическая история Месопотамии?
  5. Перечислите памятники Месопотамии.

§ 3. Иран в древние и Средние века

Ключевые слова: зороастризм, Авеста, манихейство.

Мидия и Ахеменидская держава. Иранское нагорье, на котором расположены современные Иран (от древнеперсидского арйанам (хшасрам) — «ариев (царство)») и Афганистан, стало заселяться ираноязычными племенами из причерноморских и закаспийских степей в середине II тысячелетия до н. э. Мидяне и персы поселились на западе и юге нагорья не позлее IX в. до н. э. В конце VIII века до н. э. мидяне были подчинены Ассирии, но спустя столетие добились независимости. К этому времени персы создали небольшое государство на юге (современная провинция Фарс), на территории бывшей эламской Аншаны. В середине VII века до н. э. Кир II, царь Персии из династии Ахеменидов, захватил Мидию, Парфию, Бактрию, Маргиану, Сог-диану, Хорезм и Вавилон, положив начало созданию Ахеменидской державы. Завоевания продолжили преемники Кира, в том числе Дарий I, который реорганизовал систему управления огромным государством, разделив его на сатрапии.

Официальным языком Ахеменидской державы стал арамейский с алфавитным семитским письмом, а в сатрапиях наряду с ним использовались местные языки. Царские надписи высекались на камне тремя видами клинописи на трех языках — древнеперсидском, аккадском и эламском.

Последующий период отмечен постепенным упадком и распадом Ахеменидской державы, который совпал с походами на восток армии Александра Македонского.

Возникновение зороастризма. В VII-VI вв. до н. э. в Восточном Иране возник зороастризм — религиозное учение, основателем которого был Зороастр (Заратуштра). Верховным божеством зороастризма являлся Аху-ра Мазда, олицетворявший добро, правду и мир и противостоящий Ахра Манью — воплощению зла, лжи и смерти. Согласно зороастризму, человек создан Ахура Маздой и должен помогать ему в борьбе с Ахра Манью. В этот период были созданы древнейшие части А весты — священной книги зороастризма, — в состав которых вошли мифические и эпические сказания, восходящие к индоиранской (арийской) общности, Гаты («песнопения») — стихотворные проповеди Заратуштры и гимны, обращенные к дозороастрий-ским богам.

После гибели Заратуштры его последователи обратили в свою веру индийское племя магов, вследствие чего маг стало синонимом понятия «зоре-астрийский жрец». В Персии зороастризм начал распространяться при Дарий I, но ахеменидские цари продолжали почитать древних богов, олицетворявших силы природы (Митру, Анахиту и др.). Ахеменидская религия была маздаяснийской («почитающая Мазду») — модификацией зороастризма.

Селевкия и Парфянское царство. После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) его держава, возникшая на развалинах Ахеменидской, распалась на несколько государств, самым крупным из которых было государство, основанное Селевком. Спустя столетие восточные области Селевкии вошли в состав Греко-бактрийского и Парфянского царств. Основателем последнего считается Аршак, давший имя династии Аршакидов. В мировую державу Парфия превратилась во II веке до н. э, когда она распространила свою власть на весь Иран и большую часть Месопотамии. Аршаки-ды пали в начале III века н. э., когда в провинции Парс возвысилась династия Сасанидов.

В Парфии не было иранизации покоренных народов, и последние продолжали поклоняться своим богам. В изобразительном искусстве художники следовали одним и тем же эллинистическим образцам. Тогда же зороастрий-ские божества получили антропоморфный облик и сложился изобразительный портрет иранского царя, достигший расцвета в Сасанидском искусстве. К этому времени относится зарождение восточно-иранского героического эпоса и появление певцов-сказителей.

В Парфянском государстве было несколько официальных письменных языков, в том числе греческий и парфянский, письменность которого была создана на основе арамейского алфавита.

Сасанидская держава. Ардашир, сын царя Папака из рода Сасана, короновался на власть в Парсе в 227 г. Раннесасанидское государство было федерацией отдельных царств, но в дальнейшем в Иране произошла централизация власти.

При Сасанидах зороастризм сложился как догматическая религия и стал религией государственной. В это время сформировалась идея божественного происхождения царской власти, а маги сосредоточили в своих руках судопроизводство и образование.

К III веку относится деятельность основателя собственной религии Мани. Он вырос в Вавилонии и говорил по-арамейски, а его учение было эклектичным и включало зороастрийские элементы, усвоенные им через иудео-христианскую традиции. Мани создал собственный алфавит для записи своих текстов на среднеиранских языках. Вскоре манихейство стало разным в разных странах, где оно изменялось в соответствии с местными учениями. Верховным божеством в манихействе был Зрван — Божественное время, известное в некоторых зороастрийских толках. С силами зла в манихействе тоже борется Ормазд (Ахура Мазда), в этом учении, как и в зороастризме, содержалась идея Страшного Суда и прихода Мессии, но, в отличие от зороастризма, манихейство отрицало участие человека в борьбе со злом и проповедовало отказ от любых активных действий. В конце III века учение Мани было объявлено ересью, а сам он казнен.

В это же время была предпринята реформа зороастризма. Она восстанавливала культы дозороастрийских богов (в частности, Анахиты как богини плодородия, растений и вод), возрождала культ божественной сущности —царского фарра (хварны Кавиев), в официальную царскую титулатуру был добавлен эпитет «кей», т. е. потомок легендарной династии Кавиев. Тогда же была составлена Малая Авеста — сборник молитв и гимнов для ежедневного чтения.

В V веке начал проповедовать свое учение жрец Маздак, соединивший зороастризм с некоторыми идеями Мани. В отличие от последнего, он призывал верующих к активным действиям ради наступления лучшего царства в ближайшее время. Это учение стало идеологической основой для народных выступлений. Когда Маздак лишился поддержки царя, он был казнен, а движение маздакитов подавлено.

Иран при последних Сасанидах. Годы правления последних Сасани-дов были временем процветания державы. Хосров Аноширван провел реформы по укреплению государства, военной и налоговой системы. В это время становятся популярны эпические предания о легендарных Каянидах (Ка-виях), появляются изображения героев и царей, создаются многочисленные литературные сочинения.

Кодификация Авесты. В VI веке была осуществлена кодификация Авесты, для чего был создан специальный алфавит — на основе пехлевийского письма среднеперсидских рукописей. Важнейшие части Авесты были дословно переведены с авестийского, который к тому времени стал мертвым языком, употребляемым только для религиозных целей, на среднеперсид-ский язык. Тексты сопровождал подробный комментарий — зенд («разъяснение»). Сохранившиеся авестийские тексты были распределены по книгам в зависимости от содержания. Из 21 книги Сасанидского канона до наших дней дошли четыре:

Ясна («поклонение»), содержащая молитвы и включающая Гаты Зара-туштры; Виспрат («все главенствующие»);

дополнения к Ясне подобного характера; Видевдат («закон против дэ-вов»);

свод ритуальных установлений, созданный в позднее время; Яшты («восхваления»);

гимны отдельным божествам, в том числе дозороастрийским. Сохранился также сборник молитв Малая Авеста и авестийские цитаты в отдельных пехлевийских текстах.

В начале VII века в Иране обострилась борьба придворных партий. В это время началось массовое вторжение в страну арабов-мусульман, и Иран окончательно был завоеван арабами.

Контрольные вопросы

  1. Каково происхождение названия «Иран»?
  2. Какую официальную структуру имело древнеиранское общество?
  3. Какие древнеиранские государства вы знаете?
  4. Оцените культуру Древнего Ирана.
  5. Опишите Иранское государство до и после Александра Македонского.
  6. Что такое Авеста и кодификация Авесты?
  7. Укажите основные памятники древнеиранской цивилизации.

§ 4. Китай

Ключевые слова: Кун-Цзы (Конфуций), легисты.

Китай — одна из древнейших цивилизаций, страна непрерывной культурной традиции. Согласно китайской легенде, в середине III тысячелетия до н.э. на земле правил первый император — Хуанди, прародитель китайской нации. Археологические исследования XX века позволили раскрыть масштабы и этапы каменного века на территории древнего Китая. Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в Vi

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Glava_11_OBSchESTVO_KAK_TsIVILIZATsIYa.doc

Glava_11_OBSchESTVO_KAK_TsIVILIZATsIYa.doc
Размер: 434.5 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Ключевые слова: цивилизация, европоцентризм. Древний Египет. Древняя Месопотамия. Иран в древние и Средние века. Китай.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Технологія будівельного виробництва

КУРС ЛЕКЦІЙ з дисципліни «Технологія будівельного виробництва» для студентів інженерно-будівельного профілю

Сценическое движение

Программа обучения актёров по предмету «Сценическое движение» предполагает освоение индивидуального тренинга, который в дальнейшем актёр сможет делать самостоятельно в зависимости от творческой ситуации, в которую попадёт, работая в театре и кино.

Объективное исследование Настоящее состояние больного (Status praesens)

Исследование свободных колебаний в реальном контуре

Лабораторная работа Схема исследования свободных колебаний в контуре. Цель работы - изучить возникновение свободных колебаний в реальном контуре и их параметры - исследовать зависимость параметров свободных колебаний от элементов контура - измерить и рассчитать параметры контура

Наследственные болезни легких

Экзаменационные тесты электива наследственные болезни легких на казахском языке. Ответы

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok