Социально-культурная деятельность

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.

© Т.Г. Ки, 2004 © Ю.Д. Крас, 2004 © Московский государственный университет культуры и искусств, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Вводная часть. Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси в догосударственный период

2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках

3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII века

4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX- начале XX веков

5. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

Вопросы для контроля и самопроверки к материалу «Вводной части»

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

2. Функции и принципы социально-культурной деятельности

3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития

5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа

Вопросы для проверки и самоконтроля к I разделу

Виды учебной деятельности

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

1. Досуг и досуговая деятельность

2. Образование и карьера

3. Художественная культура и искусство

4. Физическая культура и спорт

5. Социально-культурная реабилитация и поддержка

6. Межкультурное сотрудничество и коммуникация

Виды учебной деятельности

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

1. Система субъектов и межсубъектных отношений

2. Человек как субъект социально-культурной деятельности

3. Социально-культурные институты

4. Семья как социокультурный институт

5. Средства массовой информации и коммуникации

6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

7. Социально-культурные общности и формирования

Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности

1. Понятие ресурсной базы

2. Нормативно-правовой ресурс

3. Кадровый (интеллектуальный) ресурс

4. Финансовый ресурс

5. Материально-технический ресурс

6. Информационно-методический ресурс

7. Морально-этический ресурс

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу IV

Раздел V. Социально-культурные технологии

1. Технологические основы социально-культурной деятельности

2. Педагогические основы технологий

3. Сущность и классификация социально-культурных технологий

4. Культуротворческие и культуроохранные технологии

5. Рекреативные технологии

6. Образовательные технологии

7. Социально-защитные и реабилитационные технологии

8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

9. Исследовательские технологии

10. Проектные технологии

11. Альтернативные инновационные технологии

12. Технологии коммуникации и общественных связей

13. Информационно-просветительные и рекламные технологии

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

Примерные темы семинарских и практических занятий

Список литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.

Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.

В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.

Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране.

Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно утверждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптированное™ личности, криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты.

Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созидательной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том, чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пытаясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей, российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от векового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в мировом сообществе.

Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит богатейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.

Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить, сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существующих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и рекомендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости опыта, накопленного высшими и средними специальными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.

Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную существующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной социально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повышению качества подготовки и коэффициента социальной востребованности специалистов, владеющих современными технологиями.

Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе данного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность»1 и создании в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и технологий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворение потребностей современной социально-культурной сферы, новая научно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколения профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.

Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших научных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, М.А. Ариарскому, Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркову, В.А. Максютину, В.А. Разумному, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцову, В.Е. Триодину, В.В. Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в начале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за высказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию.

Предмет, задачи и источники курса

Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой закономерностей, принципов и правил. В отличие от других направлений культурологии, социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культурной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным социокультурным измерениям.

Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве организаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и прилагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.

Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирование и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в социальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.

Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоятельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специалистов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складывающимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразумевает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновременно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного художественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культурологической и педагогической подготовки специалистов с преподаванием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями современной культурологии, с идеей национально-культурного возрождения России.

Актуальность решения названных проблем определяется рядом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в формировании новых специализаций, устранения консерватизма, затрудняющего плавность переходов на новые учебные технологии. Другая связана с требованиями расширения границ профессионального обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчивости, духовного развития.

В известном смысле социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив. Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.

Социальное значение данной учебной дисциплины заключается в обеспечении условий для дальнейшего развития современной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.

Предмет «Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и развивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социологии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.

Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реализации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.

Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной социально-культурной деятельности, помочь осознать ее роль как важного общественного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем социально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, умения, навыки, специальные профессиональные качества, сформированные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демографическим характеристикам социальными и культурными общностями и группами.

Основные задачи курса:

1) знакомство с историческим опытом возникновения и развития социально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, просвещения, искусства;

2) знакомство с теоретико-методологическими основаниями социапьно-культурной деятельности, овладение профессиональным понятийным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономерностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соответствии с современными условиями;

3) характеристика важнейших сфер общественной социально-культурной практики, в которых находят отражение деятельность многочисленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп населения, а также система характерных для современного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отношений;

4) выявление и изучение реально существующей системы социально-культурных институтов (учреждений, объединений, организаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-культурной политики на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях;

5) формирование представлений о содержании ресурсной базы социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее эффективного использования нормативно-законодательных документов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-демографического контингента, морально-психологического фактора;

6) раскрытие многообразия и многозначности технологической базы, изучение основных методов и технологий социально-культурной деятельности, выработка практических навыков использования технологического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта, реабилитации, рекламы и других отраслей.

В соответствии с перечисленными задачами сгруппированы и темы учебника в вводной части учебника представлен краткий исторический обзор возникновения и развития социально-культурных процессов в России, общественных движений и инициатив в области просвещения, культуры, искусства, массового досуга, охватывающий догосударственный, государственный и послереволюционный периоды в жизни страны, включая этапы развития советского и постсоветского общества вплоть до наших дней. Первый раздел посвящен теоретическим основам социально-культурной деятельности, ее закономерностям, второй - дает представление об основных сферах ее реализации. В третьем разделе содержится характеристика основных субъектов социально-культурной деятельности, четвертый - знакомит с ее ресурсной базой. Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.

Источники курса, их краткая характеристика

Качественная определенность курса заключается и в его направленности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общественно полезной социально-культурной деятельности, организацию полноценного духовного и физического развития, досуга и творчества.

Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Социально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федерации «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Национальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским коллективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фундаментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-методическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового поколения учебных специальностей и специализаций. Учебники, монографии, научная литература в области истории, теории методики и организации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реабилитации, других направлений обеспечивают высокое качество образования.

Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движении и инициатив в России, анализ современной отечественной и зарубежной теории и практики социально-культурной деятельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: педагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накопленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и искусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы. Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.

Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержание учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тенденций в изучении исторического опыта, методологических и теоретических основ, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.

В связи с этим необходимо выделить гуманистическую направленность этого курса, способствующую духовно-нравственному становлению будущего специалиста как личности толерантной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сегодняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благородном деле «воспитания активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концепции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной поддержки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.

Как одна из областей современного педагогического и культурологического знания, социально-культурная деятельность рассматривает в качестве своего основного объекта и предмета социально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.

Применение и развитие гуманитарных технологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной, профессиональной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования.

Социально-культурная деятельность как крупный блок родственных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта, теоретических основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.

Теоретические основы курса подчинены выявлению социально-культурного содержания различных видов жизнедеятельности человека, между которыми распределяются его жизненно важные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, умений и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.).

Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социальных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возможностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство.

В связи с тем, что предметная область социально-культурной деятельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:

а) адаптированные к специфическим условиям социально-культурной среды и задачам социально-культурной деятельности общенаучные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследовательские, развивающие, стабилизирующие и др.),

б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и другими видами социально-культурной деятельности.

Специальные методы и технологии, с помощью которых формируется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусматривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - экономических, правовых, организационных, педагогических, психологических и других. В более развернутом виде методика (технология) социально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде широкой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обучающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.

В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семинар-дискуссия, семинар - «круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме деловой игры, клуба альтернативных идей, индивидуальной защиты социально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руководителями учреждений культуры, образования, искусств, досуга, спорта, государственных и общественных органов культуры и социальной защиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями.

Опираясь на необходимую социологическую информацию и обширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информационно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ.

В процессе изучения курса рекомендуется придерживаться оптимального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотношении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семинарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам социально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учебному плану).

Изложенный в программе материал по своему содержанию и формам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практическим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначения, состава студентов, количества часов и других особенностей образовательного процесса.

Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразовательную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (вузовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; профессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистантнционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бакалавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.

Вводная часть.

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1.

Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период

2.

Социально-культурный уклад России в 15-17 веках

3.

Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в 18 веке

Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.

4.

Общественно-просветительное движение и досуг в России в 19 - начале 20 века

5.

Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

Вопросы для контроля и самопроверки к материалу «Вводной части»

1. Дайте характеристику социально-культурной деятельности на Руси дохристианского периода Каковы, на Ваш взгляд наиболее характерные черты народной педагогики этого периода? Какие изменения произошли в содержании и формах социально-культурной деятельности после принятия христианства? В чем, на Ваш взгляд, проявился сословный характер просвещения и социальнс-яультурной деятельности в России ХУШ века?

4. Охарактеризуйте основные социокультурные идеи общественно-педагогического движения в России ХГХ - начала XX века Какие основные формы социально-культурной деятельности этого периода Вам известны?

5. Дайте общую характеристику становления просветительной работы в Советской России. Какие позитивные и негативные моменты определяют эту деятельность?

Назовите формы культурно-просветительной работы, получившие наибольшее распространение в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 годов) и послевоенный период. Чем, на Ваш взгляд, была обусловлена необходимость перехода от культурно-просветительной работы к формированию нового типа социально-культурной деятельности в 90-х годах XX века? Приведите примеры конструктивной роли религий в развитии культуры, образования, просвещения в истории и современной жизни России.

Раздел 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

2.

Функции и принципы социально-культурной деятельности

3.

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

4.

Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития

5.

Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа

Вопросы для проверки и самоконтроля к I разделу

1. Понятие «социально-культурная деятельность» в своем историческом и современном контекстах обладает эволюционной преемственностью по отношению к таким терминам, как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность». Чем обусловлена диалектика появления и развития этого понятия?

2. В каждом из терминов, предшествовавших или сопутствующих сегодня понятию «социально-культурная деятельность», заключены глубокий смысл и содержание. В чем, по Вашему мнению, состоит: а) историческая обусловленность каждого из них; б) их сходство и различие; в) их преемственность; г)специфика влияния каждого из них на развитие личности д)характер взаимоотношений объекта и субъекта.

3. В чем заключается сходство и различие понятий «социально-культурная деятельность» и «культурно-досуговая деятельность»: а) в масштабах (диапазоне) применения; б) в характере и содержании деятельности; в) в сущности и выборе технологических решений; г) в вариативности результатов; д) в объемах воспитывающего воздействия на развитие личности.

Почему общество называют социально-культурной системой?

4. Культуры вне социума, как известно, не бывает. Почему в таком случае мы не ограничиваемся термином «культурная деятельность», а пользуемся понятием «социально-культурная деятельность»? Приведите достаточно весомую аргументацию в подтверждение своей позиции.

5. Какое значение для социально-культурной деятельности имеет понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в социально-культурную систему общества?

6. Сопоставьте различные схемы классификации культурных ценностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наилучшей. Докажите, что по степени своей значимости для индивида, личности данные виды градации не отрицают, а дополняют друг друга, способствуют более глубокому осмыслению понятия «культурные ценности».

7. Какими, на Ваш взгляд, преимуществами в социально-культурной практике обладает человек (специалист, педагог, ученик и т.д.), владеющий двумя или несколькими языками народов России, иностранными языками?

8. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий «социальное» и «культурное» в поведении и действиях человека или группы людей.

9. Легко ли находиться в иной культурной среде? О чем всегда нужно помнить, когда находишься в незнакомом социально-культурном окружении, для того чтобы не попасть в неловкую ситуацию, как успешно с этим справиться?

10. Назовите функции социально-культурной деятельности, которые являются доминирующими, приоритетными в работе с одной из следующих социально-возрастных групп: 1) дети дошкольного возраста; 2) учащиеся младших классов; 3)старшеклассники; 4)студенты; 5)молодые специалисты; 6)лица пожилого возраста, ветераны труда.

11. Какая из функций преобладает в следующих видах социально-культурной деятельности: Организация игрового общения участников летнего международного молодежного лагеря труда и отдыха; 2)присутствие на лекции, концерте; 3)участие в городском конкурсе юных музыкантов-исполнителей.

12. Перечислите характерные признаки, отличающие понятие «принцип» от понятия «функции» социально-культурной деятельности.

13. Каким критериям должна соответствовать научно обоснованная социально-культурная политика в масштабах того или иного города, региона?

14. Расставьте по степени значимости следующие приоритетные цели социально-культурной политики на уровне города, региона: а) повышение уровня культурного развития и культурной активности населения; б) возрождение национальных культур этнических групп; в) адаптация подростков и молодежи к условиям современного рынка; г)снятие социальной напряженности среди жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между поколениями; е) формирование местного патриотизма, любви к родному городу, краю, ж) интеграция в межобластные и международные культурные связи; з) сохранение и развитие культурного (творческого, научного, спортивного и др.) потенциала города, региона.

15. Какую роль в известных вам социально-культурных инициативах играли и играют те или иные религиозные группы (православные христиане, протестанты, иудаисты, исламисты и др.)? Приведите несколько примеров и проанализируйте их с точки зрения целей и принципов социально-культурной деятельности.

16. Опишите психологические условия активного профессионального самоопределения и успешной самореализации человека в одном из видов социально-культурной деятельности.

17. Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве своей второй специальности? Дайте обоснование своего выбора.

Виды учебной деятельности

Составьте список основных понятий, которые наиболее часто употребляются в практике социально-культурной деятельности. Попытайтесь взглянуть на сущность и отличительные особенности каждого из терминов с позиций менеджера, педагога, психолога, культуролога, социолога (на выбор).

Пригласите на занятие представителя этнического меньшинства (студента, коллегу) с целью ознакомления с его языковой культурой, проблемами и отношением окружающих к его языку и к культурным традициям и ценностям его народа.

Попытайтесь осмыслить и дать в развернутом виде социально-культурную характеристику таких понятий, как «форум», «книга», <ори-умфальная арка», «ремесленник», «военная музыка». Для каждого из них предложите соответствующий исторический и общественный контекст.

Разработайте примерную схему общественных связей одного из объектов социально-культурной сферы (государственного или частого предприятия, общественной организации и тд).

С помощью анализа одной из массовых телевизионных публицистических программ попытайтесь определить, нормы и традиции какой культурной группы (возрастной, социальной, профессиональной): а) нашли в ней полное и всестороннее отражение; б) отражены поверхностно и частично; в) не нашли отражения совсем. Разработайте и предложите две-три стратегии, с помощью которых можно было бы включить в содержание передачи культурные интересы отсутствующей группы.

Подготовьте и проведите интервью с человеком, принадлежащим, на Ваш взгляд, к какой-либо определенной культурной группе, и по итогам составьте его «портрет». Какие Ваши предположения о нем подтвердились, а какие - нет? Сделайте вывод о том, что повлияло на формирование его социально-культурного статуса.

Проведите микроисследование уровня культурных интересов и потребностей близкой для Вас молодежной или подростковой аудитории с помощью: а) заполнения карты наблюдения за реакцией аудитории во время массового мероприятия и анализа результатов; б)проведения рейтинга популярности ведущих молодежных телепрограмм, изданий, радиостанций, музыкальных групп, клубов и т.д. с развернутой аргументацией полученных результатов; в) устного или письменного опроса.

Выберите одну из культурных групп (например, военнослужащие, работницы текстильной фабрики, беженцы-переселенцы, студенты технического вуза) и разработайте несколько стратегий организации для них клуба или объединения по интересам.

Кратко изложите свою биографию в культурном контексте. Попробуйте определить, какие факторы культуры и виды Вашего участия в социально-культурной деятельности оказали на Вас наибольшее влияние.

Раздел II.

СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура социально-культурной сферы определяется различными видами социально-культурной деятельности.

Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым радом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».

В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и научное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать удовлетворять культурные потребности людей.

Поистине крайне сложно охватить все многообразие сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов, выступающих в качестве субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации. В данном разделе рассматриваются лишь некоторые массовые виды общественной практики, наиболее отвечающие духу и сущностным характеристикам социально-культурной деятельности.

К ним относятся: досуг и досуговая деятельность; образование и карьера; народная художественная культура и творчество; физическая культура и спорт; социальная защита и культурная'реабилитация; межкультурный обмен и сотрудничество (в рамках провозглашенного ООН Международного десятилетия культуры и мира ненасилия в интересах народов планеты (2001-2010 гг.).

О каждой из этих сфер складывается представление как о пространстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.

Досуг и досуговая деятельность

2.

Образование и карьера

3.

Художественная культура и искусство

4.

Физическая культура и спорт

5.

Социально-культурная реабилитация

6.

Межкультурное сотрудничество

Вопросы для проверки и самоконтроля к IIIразделу

1. В чем опасность проявления стереотипов у людей, принадлежащих к одной культурной группе (футбольных фанатов, поклонников «звезды» эстрады или кино, любителей экстремальных видов спорта, коллекционеров и других)?

2. К какой группе функций относится деятельность педагогов и тренеров, занимающихся выявлением и поддержкой детей с признаками одарённости: а) социальные функции, б) воспитательные функции; в) обучающие функции; г) методические функции; д) другое?

3. То же самое определите в отношении специалиста-хореографа, проводящего мастер-класс. Педагога, занимающегося иппотерапией в группе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Студентов, собравших трудных подростков в летнем спортивно-оздоровительном лагере.

4. Приведите примеры из исторического и современного социально-культурного опыта России, когда культурные различия между отдельными группами не разделяли людей. Почему это происходило? Какие выводы можно сделать из этого?

5. Назовите основные структурно-функциональные компоненты, характерные для каждой из следующих сфер общественной социально-культурной практики: досуга, искусства, образования, физкультуры и спорта, реабилитационной работы, межкультурного обмена и сотрудничества. Что у них общее, а что отличает друг от друга?

6. Чем отличаются учреждения дополнительного образования от учреждений профессионального образования: а) программами; б) профилем деятельности, в) добровольностью участия, г) уровнем подготовки; д) приемами и методами обучения; е) другое?

7. Каким образом представителям двух российских культур, отчужденных друг от друга на протяжении почти всего XX века, удалось сохранить ментальность и ценностно-смысловую идентичность в своей социально-культурной деятельности?

8. На социально-культурном опыте российского общества приведите примеры конвергенции - слияния, интеграции - разнородных духовных норм и ценностей, взаимоисключающих друг друга позиций и тенденций в рамках единой российской культуры.

9. Каким образом, по вашему мнению, дети и взрослые с альтернативным физическим и умственным развитием (инвалиды) формируют свою культуру? Что в данном случае требуется от социального педагога, организатора досуга?

10. Почему некоторые люди проявляют больше сострадания к больным ангиной, гриппом, бронхитом, чем к детям и взрослым с альтернативным физическим или умственным развитием (церебральный паралич, полное или частичное отсутствие зрения и слуха, синдром Дауна, шизофрения)?

Виды учебной деятельности

В течение 1-2 недель обращайте особое внимание на объекты (здания, офисы, помещения учреждений культуры, спортивные сооружения и т.д.), которые вы посещаете; улицы, которые вы пересекаете; виды досуга и творчества, которыми вы занимаетесь. Насколько они доступны ребенку или взрослому человеку без ног, слепому или слабослышащему? Как отсутствие доступа к социально-культурной среде влияет на развитие их менталитета, самооценку? Как сделать эту среду более доступной для инвалидов или лиц пожилого возраста?

Приведите конкретные факты и примеры социально-культурной дискриминации детей и взрослых-инвалидов, лиц пожилого возраста в окружающей нас среде. Разработайте несколько практических стратегий для преодоления подобной дискриминации.

Сделайте анализ, каким образом окружающая среда, включая учреждения культуры, образования, досуга, спорта, приводит к социально-культурной дискриминации детей и взрослых с альтернативным физическим и психическим развитием. Какие барьеры здесь существуют и как их можно устранить?

Сравните культурные различия детей и взрослых из семей с низким и высоким доходами. Подготовьтесь к обсуждению на семинаре вопросов, каким образом эти различия могут повлиять на восприятие этих людей и отношение к ним в тех или иных постоянных и временных социально-культурных общностях -например, в группе туристов, в коллективе кружка или студии, на дискотеке, среди отдыхающих в пансионате или детском летнем оздоровительном лагере.

Возьмите интервью у человека пожилого возраста. Спросите, как часто он/она проводит свой досуг в кругу ровесников, какие чувства и эмоции испытывает при этом, с какими проблемами сталкивается. Поделитесь результатами интервью на семинаре или практическом занятии.

Раздел III.

СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система субъектов и межсубъектных отношений

Человек как субъект социально-культурной деятельности

Социально-культурные институты

Семья как социально-культурный институт

Средства массовой информации и коммуникации

Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

7.

Социально-культурные общности и формирования

Раздел IV.

РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие ресурсной базы

Нормативно-правовой ресурс

Кадровый (интеллектуальный) ресурс

Финансовый ресурс

Материально-технический ресурс

Информационно-методический ресурс

Морально-этический ресурс

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу IV

1. Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-культурной сферы» и кто относится к субъектам её создания и развития?

2. В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?

3. Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоянию страны, от аналогичной поддержки массовых учреждений социально-культурной сферы?

4. Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культурной сферы. Каковы требования к условиям и организации такого самофинансирования?

Учебные задания

Проведите обзор (контент-анализ) публикаций прессы, радио-и телепередач о современной практике и проблемах эффективного использования морально-психологического ресурса в деятельности социокультурных институтов, отдельных групп и общностей.

Попытайтесь отыскать общее и особенное в действиях двух категорий профессионалов, представляющих социально-культурную сферу - педагогов музыкальной школы и журналистов, занятых в средствах массовой информации. В этих целях сопоставьте и проанализируйте оба ряда их профессиональных морально-этических взаимоотношений: 1) у педагогов музыкальной школы: «педагог - ученики», «педагог - родители учеников», «педагог - педагог», «педагог и его ученики - аудитория зрителей», «педагог и его ученики - члены жюри творческого конкурса», «педагог и его ученики - глава администрации области (города, района)»; 2) у журналистов: «журналист - аудитория», «журналист - источник информации», «журналист - его герой», «журналист - авторы», «журналист - его коллеги», «журналист - власть».

Раздел V.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологические основы социально-культурной деятельности

Педагогические основы технологий

3.

Сущность и классификация социально-культурных технологий

4.

Культуротворческие и культуроохранные технологии

5.

Рекреативные технологии

6.

Образовательные технологии

7.

Социально-защитные и реабилитационные технологии

8.

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

9.

Исследовательские технологии

10.

Проектные технологии

11.

Альтернативные инновационные технологии

12.

Технологии коммуникации и общественных связей

13.

Информационно-просветительные и рекламные технологии

14.

Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

1.Что или кто является основным объектом в социально-культурных технологиях: а)человек; б)среда; в)деятельность; г)общественные организации; д)все перечисленные.

2.Является ли социально-культурная технология: а)законода-тельным документом государственной культурной политики; б)научной теорией социально-культурной деятельности; в)практическим процессом; г)описанием процесса действий менеджера-педагога; д)формой освоения социально-культурной ситуации?

3.Какие из функциональных технологий преобладают в деятельности таких социально-культурных институтов, как: 1)концертный зал; 2)учреждение дополнительного образования; 3)планетарий, -^общеобразовательная школа; 5)казино; 6)парк; 7)библиотека; 8)спортивный комплекс; 9)телецентр; 10)церковь или мечеть?

4.К какой группе социально-культурных технологий по уровню применения относятся. а)музыкотерапия; б)урок истории в средней школе; в)проведение рейтинга досуговых предпочтений в студенческой аудитории; г)изготовление телевизионного видеоролика о новом спектакле городского театра; д)использование пешеходного маршрута (терренкура) в окрестностях морского побережья; е)проведение конкурса юных музыкантов в рамках программы «Одаренные дети»?

5.Какие свойства преобладают и в наибольшей степени характеризуют социально-культурные технологии: а) непредсказуемость, стихийность; б)вариативность; в)замкнутость, независимость от влияния внешней среды; г)управляемость; д)консервативность; е) традиционность.

6.Какие культурные препятствия могут существовать на пути интеграции многонационального детского или молодежного творческого коллектива - хора, оркестра, театра? 7.Какие из рассмотренных нами социально-культурных технологий наиболее востребованы в: 1) выставочной деятельности; 2)деятельности турагентства или турфирмы; 3)поиске и обработке экспонатов для местного краеведческого музея.

Предложите вариант пресс-релиза для средств массовой информации о премьере спектакля Вашего театра или открытии нового развлекательного центра - аквапарка (возможны другие предложения).

Проверьте свои навыки в создании коммуникативной среды в коллективе Вашей самодеятельной студии или спортивной секции. Продемонстрируйте в мини-сценах различные варианты общения, которые используются в практике педагога или тренера: «доверительное общение», «общение - дистанция», «общение - заигрывание», «общение - устрашение».

Попытайтесь с помощью мини-игр выразить характерные особенности распространенного в условиях социально-культурной деятельности внутригруппового общения с различной поведенческой позицией: «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой на равных».

Предложите мастер-план проведения социально-культурных акций на период открытия и функционирования салона по продаже изделий народных ремесел и профессионального искусства.

Что представляет собой мониторинг сохранности и использования памятников истории и культуры на территории Вашего города или края? Какие обязательные пункты включаются в такой мониторинг?

Приведите одну или несколько типичных ситуаций, когда автору/авторам необходимо отстоять правовую состоятельность и юридическую корректность своего социально-культурного проекта. Можно ли гарантировать, что «сила права» данного проекта одержит верх над «правом силы» в лице его противников? Насколько определенна и в юридическом отношении безупречна авторская концепция проекта?

Примерные темы семинарских и практических занятий

Открытый «круглый стол» с представителями досуговых организаций США и Западной Европы «Международное сотрудничество в социально-культурной сфере: состояние, проблемы, перспективы».

Разработка примерных программ досуга для международного детского лагеря.

Коллективный отбор лучших студенческих рефератов (курсовых работ, проектов) по проблемам организации международных инициатив и акций в сфере детского, молодежного досуга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев В.В. Формирование команды. - М: Сфера, 1998.

2. Акоф Р., Эмери Р. Целеустремленные системы. - М., 1972.

3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.

4. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. -Л.: ЛГИК, 1990.

5. Арнольдов А.И. Социальная педагогика: Восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. Сб.ст. / МГУК. - М., 1996.

6. Артеменкова Т.А. Управление образовательным учреждением культуры. Дис... д.п.н. - М.: МГУКИ, 2002.

7. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. - М., 1973.

8. Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. - М., 1992.

9. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. - Казань, 1996.

10. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Уч.пособие. - М., 1992.

11. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. - М., 1991.

12. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. - СПб., 1992.

13. Брадемас Д. Управление и искусство // Культура и власть. -СПб., 1994.

14. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Высшая школа,

1991.

15. Варварина Н.Я. Планирование деятельности парка культуры

и отдыха. - М, 1987.

16. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.,1998.

17. Воскобойников В.Н. Методика организации культурно-массовой работы в парке. - М., 1984.

18. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. - М., 1991.

19. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2000.

20. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. - Киев, 1986.

21. Гимпельсон В.Е. Москвичи после работы. Социально-экономические аспекты досуга. - М., 1990.

22. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. 1-З.М., 1991-1994.

23. Григорьев О.В. Экономический механизм современного парка. - СПб., 1996.

24. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2000.

25. Денисов Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития и функции. - М.: МГУК, 1901.

26. Дзиов А.Х. О целях и условиях организации деятельности в парках культуры и отдыха. - М.: МГУК, 1992.

27. Дизель П., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации.-М., 1993.

28. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. - СПб., 1999.

29. Дридзе Т.М. Можно ли «очеловечить» Москву? Формирование городской среды на примере г.Москвы //Ориентиры культурной политики. - 1997. - Вып.11. - С.65 - 88.

30. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социально-культурного проектирования. - М.,1995.

31. ДумоваН. Московские меценаты. - М., 1992.

32. Дюкарев Р., Фокс А.К., Холмз О., Эбнер КВ. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. - М.,1998.

33. Егоршин А.П. Управление персоналом. -М., 1997.

34. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Уч.пособие. - М.: Просвещение, 1989.

35. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Уч.пособие. - М., 1994.

36. Железко С.Н., РюМ.Ю. Формирование инновационных установок у горожан в процессе проблемно-практической игры // Культура города: проблемы инноваций. - М., 1987.

37 Жукова P.M. Парк культуры и отдыха как специфическое культурно-просветительное учреждение. - М., 1985.

38. Залесский ВВ., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». - М.: Юрайт, 1998.

Список литературы

39. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. -М.: Магистр, 1998.

40. Зеленина Л.Э., Тульчинский Г.Л. Программно-целевое планирование деятельности учреждений культуры. - М., 1987.

41. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1999.

42. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. - М., 1995.

43. Исаенко В.П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной сферы. - М.: МГУКИ, 2002.

44. Источники финансирования для российских общественных организаций. - М., 1995.

45. Как просить денег на культуру/ Сост. Иксанов А.Г., ДымниковаА.И.-СПб, 1995.

46. Карпухин О.И. Менеджмент в культуре //Социально-политический журнал. - 1996. - № 4-5.

47. Кеннеди Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. - СПб., 1994.

48. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. - М.: МГУК, 1995.

49. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Сост. И.М. Шейман и др. - М., 1995.

50. Конаржевскип Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М.,2000.

51. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Уч.пособие. - М.: МГУК, 1993.

52. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И. Система планирования в организации социально-культурной сферы. - М., 1999.

53. Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. - Пермь, 2001.

54. Культура и образование. Проблема взаимодействия // Вопросы философии. - 1997. - № 2.

55. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв.ред. И.А. Бутенко, К.Э.Разлогов. - М.,1998.

56. Культурная политика и художественная жизнь. - М.,1996.

57. Культура города: проблемы инноваций/ НИИ культуры. -М., 1987.

58. Культура города: проблемы качества городской среды / НИИ культуры. - М, 1986.

59. Культура на перепутье. - М.:РКХ РИЦ Мин.культуры РФ, 1994.

60. Культурология. XX: Энциклопедический словарь: В 2 т. -СПб., 1998.

61. Лобанов ИД. Практический менеджмент. -М., 1996.

62. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Уч.пособие. - М, 1999.

63. Литвинцева Г.Ю. Культурно-досуговая деятельность в петровский период: Автореф. дис... к.п.н. - СПб., 1993.

64. Макалъская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. - М, 1998.

65. Максютин Н.Ф. Гармония. Система. Специфика формы: Избранные лекции по курсу «Социально-культурная деятельность». - Казань: Медицина, 2000. - 80 с.

66. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: Дис... к.п.н. - СПбГИК, 1992.

67. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб., 1998.

68. Мартынов С. Предприниматели, благотворители, меценаты. - СПб., 1993.

69. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М, 1992.

70. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Уч. пособие. - СПб., 2000.

71. Моль А. Социодинамика культуры. - М.,1992.

72. Нахутин И.Б. Мегаполис как объект исследования // Соц. полит, журнал. - 1998. - № 5. - С. 234 - 251.

73. Негосударственные организации сферы культуры Санкт-Петербурга. - СПб., 1997.

74. Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. - Омск, 2001. - 190 с.

75. Новикова Л.Л. Ктуб как функциональная модель культурной деятельности: ДО с... к.фил.н. - М., 1990.

76. Новотный Н, Фишер Р. Экономика культуры. - М., 1989.

77. Объединения культурно-просветительной и культурно-творческой направленности: Справочник. - М.: Культура,

1992.

78. Омаров A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. - М., 1980.

79. Организация труда и культурного обслуживания населения в парках культуры и отдыха. - М., 1992.

80. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизаци-онных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М.: Рос.институт культурологии, 1993.

81. Основы деятельности некоммерческих организаций. - М., 1995.

82. Очерки муниципальной культуры: Уч. пособие / Рязан. фил. Моск.гос.ун-та культуры/ Ред. С.В.Вобленко. - Рязань, 1994.

83. Панасюк A.M. Психологические основы управления. - Ставрополь, 1990.

84. Панкратьев И.П. Проектные установки при решении социальных проблем досуга// Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы: Сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1986.

85. Парк и отдых: Материалы научно-практической конференции по проблемам парковой деятельности: Сб.научных трудов. - М.: НИИ культурологии, 1988.

86. Персонал: как руководить организацией. - М., 1993.

87. Плешин Ю. Управление персоналом. - СПб., 1995.

88. Плотников С.Н. Управление в сфере культуры: системный подход.-М., 1981.

89. Пригожий А.И. Нововведение: стимулы и препятствия. - М.: Наука, 1987.

90. Психология менеджмента. - СПб., 2000

91. Работать с коммерческим сектором: спонсорство или партнерство? - СПб., 1997.

92. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

93. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М., 1992.

94. Садовская B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография. - М.: МГУКИ, 2003. - 252 с.

95. Сазонов Б.В. Проблемы и пути интенсификации инновационных процессов в организациях. - М., 1983.

96. Симонов В.П. Педагогический эксперимент. -М., 1999.

97. Смирнова М.С. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии/Юбщественные науки и современность. -1993.-№1.

98. Совершенствование механизма управления учреждениями культуры. - Л., ЛГИК, 1988.

99. Соколов КБ. Долгосрочное планирование в сфере культуры. - М.: ВИПКРК, 1987.

100. Соляник Г.Н., Феклистов И.Ф. Основы менеджмента в организации. - СПб.: Политехника, 1999.

101. Сорокин П.А. Социально-культурная динамика. - СПб., 2000.

102. Социальное проектирование в сфере культуры: Игровые методы.// Сб.науч. тр. НИИ культуры. - М.,1987.

103. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. - М.,1986.

104. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М, 1976.

105. Столяров И.А. Управление культурой. - М., 1989.

106. Стрельцов Ю.А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов: Дис... д.п.н. - М.: МГИК, 1989.

107. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч.пособие. - СПб., 2003. - 208 с.

108. Тейлор Ф. У. Менеджмент: Пер. с англ. - М., 1992.

109. Тейлор Ф.У. Научная организация труда: Перс англ. -М.,1994.

ПО. Терминология российского некоммерческого сектора. -М„ 1996.

111. Типология парков и их роль в улучшении системы массового отдыха и культурного обслуживания населения. - М.: НИИ культурологии, 1987.

112. Толковый словарь по управлению. - М., 1994.

113. Толочек В.А. Стили совместной деятельности. - М., 2000.

114. Травин ВВ., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. -М.,1995.

115. Туев В. В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: Дис...д.п.н.-М., 1998.

116. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры. - СПб., 1995.

117. Тульчинский Г.Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств. - СПб., 1998.

118. Тульчинский Г.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры.-СПб., 1996.

119. Управление некоммерческими организациями. - М., 1994.

120. Управление социальной сферой: Учебник / Под ред. В.Э.Гордина. - СПб., 1996.

121. Уткин Е.А. Инновационный менеджмент. - М.: Акалис, 1995.

122. Уткчи Э.А. Мотивационный менеджмент. - М., 1999.

123. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: Интер-Синтез, 2000.

124. Хайкин М. М. Регулирование общественного сектора. -СПб., 1997.

125. Шапиро Р.А. Основы управления театрально-зрелищными предприятиями. - Л., 1978.

126. Шекшня СВ. Управление персоналом современных организаций. - М.: Интел-Синтез, 1996.

127. Шклиникене Н.К. Теоретические основы планирования развития парка культуры и отдыха. - М. , 1997.

128. Щенникова И. Культура и право. - М., 1990.

129. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. - М.,1998.

130. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. - М.: АЛЛ ЦИТП, 1992.

131. Янг С. Система управления организацией. - М., 1972.

132. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч.пособие. - М., 2004.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

К данному материалу относятся разделы:

Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период

Социально-культурный уклад России в 15-17 веках

Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в 18 веке

Общественно-просветительное движение и досуг в России в 19 - начале 20 века

Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

Функции и принципы социально-культурной деятельности

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития

Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа

Досуг и досуговая деятельность

Образование и карьера

Художественная культура и искусство

Физическая культура и спорт

Социально-культурная реабилитация

Межкультурное сотрудничество

Система субъектов и межсубъектных отношений

Человек как субъект социально-культурной деятельности

Социально-культурные институты

Семья как социально-культурный институт

Средства массовой информации и коммуникации

Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

Социально-культурные общности и формирования

Понятие ресурсной базы

Нормативно-правовой ресурс

Кадровый (интеллектуальный) ресурс

Финансовый ресурс

Материально-технический ресурс

Информационно-методический ресурс

Морально-этический ресурс

Технологические основы социально-культурной деятельности

Педагогические основы технологий

Сущность и классификация социально-культурных технологий

Культуротворческие и культуроохранные технологии

Рекреативные технологии

Образовательные технологии

Социально-защитные и реабилитационные технологии

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

Исследовательские технологии

Проектные технологии

Альтернативные инновационные технологии

Технологии коммуникации и общественных связей

Информационно-просветительные и рекламные технологии

Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества

Похожие материалы:

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok