Педагогика в музыкальной школе

1. Стратегическая цель обучения в классе по специальности ( цель обучения)

Стратегическая цель педагога – сформировать из ученика способного к самостоятельной работе и нацеленного на творческий рост музыканта (сделать себя ненужным). Для этого педагог работает над такими основными задачами:

1.Обучение владению инструментом, формирование и развитие исполнительского аппарата ученика.

2. Развитие его способности к самоконтролю и самостоятельной работе.

3.Обучение осмысленной работе над произведениями разных жанров и эпох и стилистически верному их исполнению.

4. Накопление учеником опыта публичных выступлений и подготовки к ним.

5. Развитие навыков чтения и запоминания нот, игры по слуху и импровизации, игры в ансамбле.

6. Способствование личностному и творческому росту ученика, росту его эрудиции, выработке критериев эстетической оценки, воспитание художественного вкуса.

Все эти задачи решаются, как правило, комплексно на протяжении всего срока обучения, хотя на разных этапах любая из них может стать решающей, временно оттеснив другие. Каждая из поставленных задач сложна и многогранна и включает в себя множество подчинённых. Для их оптимального решения педагог должен научиться применять знания, полученные при изучении курсов педагогики, методики, психологии, теории музыки, истории музыкальных стилей, весь свой исполнительский опыт и культурный багаж.

2.

Навыки, их значение, условия формирования

.

3.

Текущие задачи педагога по специальности в учебном процессе

.

4.

Составление характеристики на ученика

.

5

Исполнительское техника. Работа над техническим развитием ученика, инструктивная литература

.

6.

Принципы дидактики и их использование педагогом - музыкантом

.

7.

Музыкальная память, ее составляющие, развитие

.

8 .

Педагогическое мастерство. Ее составляющие и пути совершенствования

.

9.

Подготовка ученика к концертному выступать

.

10.

Планирование в педагогическом процессе. Репертуарная политика педагога

.

11.

Начальный этап работы над произведением

.

12.

Разучивание произведения

.

13.

Робота над интерпретацией

.

14. Ведение документации педагогом по специальности. Журналы, индивидуальные планы студентов.

Основные формы документов, вести которые должен преподаватель – это журналы, и индивидуальные планы студентов. Журналы заполняются на каждом занятии, они служат для контроля посещаемости и успеваемости учеников, а также учёта рабочего времени педагога. Ведение журналов периодически проверяется завучами учебных заведений.

В индивидуальных планах студентов, которые заполняются на каждого учащегося в начале каждого семестра, педагог фиксирует учебный репертуар, намеченный для работы в этом семестре. Составляется как бы проект профессионального развития учащегося на данный отрезок времени. Индивидуальные планы утверждаются на заседаниях кафедр. По окончании семестра в них ставятся отметки о качестве выполнения намеченного. Эти планы должны соответствовать рабочим планам данного учебного заведения, разработанным наиболее опытными педагогами.

15.

Проведение урока по специальности

.

16.

Использование технических средств в учебном процессе

.

17.

Понятия о биомеханику, рациональную постановку аппарата, и рациональные игровые приемы

.

18 .

Музыкальное образование и музыкальное воспитание. Задачи, организация

.

19.

Проведение открытого урока

.

20.

Типовые недостатки в игре неопытному исполнителей

.

21.

Робота над метроритмическая трудностями. Особенности метроритму в джазовой то эстрадной музыке

22 .

Педагогический влияние - средства и формы

.

21.

Технические проблемы в процессе разучивания произведения, их профилактика и способы их решения

.

22.

Формы занятий в учебном процессе

.

23.

Анализ проведенного занятия

.

В качестве примера классического этюда проанализируем широко известный этюд Мауро Джулиани ми минор.

Написанный виртуозом классической гитары XIX века, который прекрасно знал природу инструмента, этот небольшой этюд позволяет добиться впечатляющего лирико-драматического звучания при относительно невысоких технических требованиях к исполнителю. Этому, в частности способствует сама тональность ми минор, которая позволяет широко использовать звучание открытых струн, придает особую объемность, тембровую полноту и слитность звука гитары. Примерно в половине тактов этого небольшого произведения звучит открытая шестая струна.

Мелодия этюда разворачивается на фоне рокочущие остинато арпеджио. Повторяющийся простой ритмический мотив с постепенным восхождением в первых шести тактах, напоминает взволнован оперный речитатив. Сначала мелодия проводится на четвёртом струне, причем 3-й палец левой руки довольно долго не отрывается от нее, что помогает выдерживать кантиленного звучание даже неопытному музыканту. В следующих четырех тактах мелодия, приближаясь к кульминации, немного меняется. Фразы становятся короче. Слушатель чувствует будто учащение мелодичного дыхания. Сохраняя самый ритмический рисунок, мелодия переходит в верхний регистр, где происходит квинтовый восходящий скачок на фоне аккорда двойной доминанты, создает заметный контраст с предыдущим музыкальным материалом. Все эти композиторские приемы помогают выстроить вполне убедительную кульминацию в совсем небольшом этюде. Далее в мелодии преобладают ниспадающие интонации с часто повторяющимися звуками, как в начале этюда. В коде, выдержанной в одном мы минорном аккорде мелодия по звукам ломаного арпеджио звучит сначала в верхнем, скрипичном регистре, а затем в нижнем, виолончельном, причем в распространенных изданиях здесь стоит редакторская указание играть basso quasи Vиoloncello. Завершается этюд традиционным poco a poco dиmиnuendo и rиtenuto. Для максимального соответствия певучем смычковом звука сохраняется принцип игры мелодии без отрыва пальца левой руки от струны там, где это возможно.

В этюде отрабатываются несколько технических приемов. Во-первых - арпеджио. Правая рука играет от начала до конца ровное и легкое (allegro leggиero) арпеджио, в котором, однако, нужно услышать мелодию, бас, и гармоничный сопровождение. Понятно, что мелодические звуки должны не только выделиться на фоне аккомпанемента, но составить выразительные мотивы, требует их взаимной динамической сбалансированности. Мелодические звуки, которые нужно выделить из арпеджио, приходятся, к тому же, на разные пальцы правой руки. Все это требует очень точного дозирования силы удара каждого пальца в однообразном, на первый взгляд, арпеджио. Безымянный палец играющие мелодические звуки в коде, должен играть их с опорой (apoyando) в отличие от других пальцев.

Если коснуться технических заданий для левой руки, то, как уже говорилось, она отрабатывает нараспев связывания звуков, иногда с прыжками вдоль струны. Здесь нужно, сохраняя максимум легато, избежать явного глиссандо и жужжание канители. Педагог должен обратить внимание ученика на связанные с этим особенности аппликатуры. Еще одна задача - нигде не заглушить случайным касанием струны, которые звучат. В такте 9 достаточно сложный для учеников и часто вызывающий сбои момент одновременной перестановки всех трех пальцев на соседние струны, причем без поддержки звучание открытыми струнами. Он требует тщательного «персонального» отработки. Для выделения звуков мелодии из арпеджио целесообразно кроме динамики использовать вибрато, что вполне соответствует романтическому стилю этюда.

В этюде используется привычная и понятная музыкальный язык, он не вызывает трудностей с точки зрения ритма, гармонии, интонирования, не выдвигает также крупных требований к силе, растяжки, скорости. Произведение может быть успешно выполнен ориентировочно на втором или третьем году обучения.

В основе джазового этюда обычно лежит стандартная гармоничная схема - например 12-тактовый классический блюз, минорный блюз, так называемый современный блюз, или 32-тактовая форма ААВА с квартовых гармоничной секвенции в «бриджи» (песенная форма). Встречаются этюды и с более современной гармоничной схеме - по гармонии Колтрейна (див.ст.52), или в традиции композиций модального джаза. В качестве примера рассмотрим Etude # 7 из сборника «Velocиty Exercиses and etudes for the jazz musиcиan» by Jordon Ruve (Джордон Рув).

Этюд состоит из пяти «КОРУС» 12-тактового минорного блюза (тема, и четыре квадрата импровизации). Мелодию темы можно отнести к инструментальному типа. Об этом свидетельствует большое количество мелких длин при достаточно быстром указанном автором темпе, а также сложные для вокального интонирования, насыщенные альтерированные службе пассажи. Однако, в мелодии чувствуются интонационные связи с трудовыми песнями афроамериканцев. Ассоциативно мы сразу вспоминаем «Work Song» Дж. Эдерле. Характерный для трудовой песни энергичный, активный характер восходящих мотивов первых двух тактов, и повторяющееся ответ в тактах 3 и 7. В целом создается впечатление переклички ярких и активных фраз солиста-запевалы с массивными, немного инертными ответами хора. Как в любом 12-тактовом блюзе, тема четко делится на три чотиритактови предложения, каждое из которых включает вопрос и ответ.Последняя, ​​третья ответ отличается от первых двух и содержит элементы как предыдущих ответов, так и вопросы-запевал. Таким образом, налицо признаки так называемой структуры суммирования. Мелодия темы насыщенная характерными синкопами, как внутришньотактовимы, так и мижтактовимы. Острая акцентирована синкопа на пониженном пятом ступени подчеркивает специфический цвет блюзового строя. Часто повторяющийся на слабых долях звук «ре» несет не столько мелодичное, сколько ритмичное, перкусивне нагрузки. Мелодия явно подразумевает свинговый характер метрической пульсации. Гармоничный сопровождение записан только схематично, выбран очень простой вариант блюзовой гармонии, и он не варьируется в разных квадратах. Анализируя особенности гармонии и импровизационные фразы, мы приходим к выводу, что данный блюз - этюд резонно отнести к стилю хард боп, возникший у пятидесятых годов ХХ века. Начало каждого из «КОРУС» импровизации ясно выделено остановкой на одном из тонических звуков, что характерно больше для учебной литературы, чем для живого исполнения. Мелодия насыщена секвенциями, в ней встречается гамообразний движение и движение по ступеням аккордов, часто появляются хроматические проходящие и вспомогательные звуки. Наряду с блюзовым строем, для обыгрывания доминантовой аккордов иногда используется интонационно сложный, так называемый суперлокрийський (уменьшена-увеличен) лад. Мы видим это по 4 такта до конца на аккорде Е7 +9. Говоря о форме, и особенности драматургии данного этюда, отметим, что он, видимо, не задумывался автором как законченное произведение.Если в самой теме присутствует четкая структура, типичная для 12-тактового блюза, то в следующих импровизационных «КОРУС» не прослеживается развитие, кульминация, завершение. Автор якобы приглашает студента самостоятельно продолжить импровизацию на заданную тему.

К главным задачам при работе с этим этюдом следует отнести освоение специфической артикуляции в подвижном свинга, знакомство с довольно типичными импровизационными фразами джаза середины ХХ века, с использованием в них суперлокрийського строя. Этюд не вызывает особых трудностей технического порядка и может выполняться студентами 1-2 курсов музыкального колледжа. Преподаватель должен помочь с выбором рациональных позиций и аппликатуры, потому что автор этюда, известный саксофонист, по понятным причинам не мог этого сделать

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

К экзамену.docx

К экзамену.docx
Размер: 544 Кб

.

Пожаловаться на материал

Музыкальное образование и музыкальное воспитание. Стратегическая цель обучения в классе по специальности. Принципы используемые педагогом-музыкантом. Педагогический процесс в музыкальной культуре.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

К данному материалу относятся разделы:

Навыки, их значение, условия формирования

Текущие задачи педагога по специальности в учебном процессе

Составление характеристики на ученика

Исполнительское техника. Работа над техническим развитием ученика, инструктивная литература

Принципы дидактики и их использование педагогом - музыкантом

Музыкальная память, ее составляющие, развитие

Педагогическое мастерство. Ее составляющие и пути совершенствования

Подготовка ученика к концертному выступать

Планирование в педагогическом процессе. Репертуарная политика педагога

Начальный этап работы над произведением

Разучивание произведения

Робота над интерпретацией

Проведение урока по специальности

Использование технических средств в учебном процессе

Понятия о биомеханику, рациональную постановку аппарата, и рациональные игровые приемы

Музыкальное образование и музыкальное воспитание. Задачи, организация

Проведение открытого урока

Типовые недостатки в игре неопытному исполнителей

Робота над метроритмическая трудностями. Особенности метроритму в джазовой то эстрадной музыке

Педагогический влияние - средства и формы

Технические проблемы в процессе разучивания произведения, их профилактика и способы их решения

Формы занятий в учебном процессе

Анализ проведенного занятия

Похожие материалы:

Кримінально-процесуальне право

Кримінально-процесуальне право — це одна із галузей права України, яка становить сукупність правових норм, що регулюють діяльність суду, прокуратури, органів дізнання і досудового слідства під час провадження у кримінальних справах.

Правильные многогранники

Определение Многогранник. Платоновы тела, Виды правильных многогранников: Тетраэдр, Куб, Октаэдр, Икосаэдр, Додекаэдр. Пять правильных многогранников. Свойства правильных многогранников. Полуправильные многогранники.

Формування передумов ринкової економіки в країнах Європейської цивілізації (XVІ— перша половина XVII ст.)

Еволюція господарських форм в країнах Західної Європи на етапі розпаду натурального господарства.  Роль Великих географічних відкриттів у становленні ринкового господарства суспільств Європейської цивілізації.  Суть первісного накопичення капіталу.  Форми господарств на етапі утвердження мануфактурного виробництва в країнах Західної Європи та українських землях.  

Что такое аккредитив, его особенности

Нормативные акты, регулирующие расчеты Как составить договор? Его форма. Аккредитив – это расчетный документ и существует он в документарной бумажной форме.

Анализ финансовой отчетности

Шпоры к АФО. Готовые ответы на вопросы на Анализу финансовой отчетности

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok