Значение свадебного обряда казахского народа. Многообразие ритуальных действий свадебного обряда

Тема лекции: Значение свадебного обряда казахского народа. Многообразие ритуальных действий свадебного обряда.

Обряды свадебного цикла казахов, киргизов, тувинцев, бурят, хакасов, алтайцев и многих других народов содержат большой этнографический и исторический материал. Они обусловлены социальным укладом первичных общностей (материнский и отцовский род), экономическими символами союза (дарообмен вещами, скотом) морально-нравственными предписаниями, узаконенными в социуме.

Свадебная обрядность изучена более, чем другие, поэтому мы остановимся лишь на этикетных моментах. Почти все предсвадебные, свадебные и послесвадебные обычаи: «куда тусу» (сватовство), «бата аяк» (окончательный договор между сватами), «сут акы» (подарок матери невесты, букв.-плата за молоко матери», «саукеле кигизу» (надевать головной убор невесте), «келин тусиру» (ввести в дом невестку), «беташар», «отау котеру» (создание нового очага, новой семьи) и др., сопровождаются соблюдением обязательных этикетных элементов. Так, у казахов есть обычай «ат тергеу»-разновидность обычая «ат кою». Сноха не называет имен свекра-«ата», деверя-«кайын», золовок-«кайын синили», а подбирает подходящие подходящие уважительные к старшим, проявление учтивости и обходительности. Пободные этикетные ситуации выполняют сразу несколько функций-нравственную, эмоционально-эстетическую и социальную: сближаются родственными узами два чужих рода, объединяющиеся общими стремлениями создать молодую семью, поддерживая ее морально и материально, что свидетельствует о красоте человеческих взаимоотношений. Примечательно, что сохранился до сегодняшних дней обычай «немеурин», означающий материальную помощь. Получив свой положенный имущественный надел «енши», молодожены отделяются от отцовского очага. После чего родные и близкие приходят к ним с поздравлениями, обмазывают порог и косяки маслом «босага майлау» и выполняют собственно традиционный обряд «немеурин», т.е дарят молодым ковры, скот, красивую посуду и т.д. Этот древний обряд наглядно свидетельствует о взаимоподдержке и взаимопомощи людей, добром и внимательном отношении к друг другу.

Сохранившаяся до наших дней свадебная обрядность свидетельствует о богатстве традиционного этикета, который выполняет роль своеобразного ориентира во взаимоотношениях между людьми, сближении человека с широкой группой людей, связанной родственными узами, придает ему уверенность, делает более осмысленным его существование.

У казахов существует мистическое представление о соединении двух людей в брачный союз. В народе говорили «В жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключаться союз супружеский, пол будущего ребенка, время смерти». Люди считали, что брачный союз двух людей заранее предписывается судьбой еще со времен появления на свет. Весь процесс вступления в брак распадается на ряд этапов, каждому из которых соответствовал комплекс обычаев и обрядов.

Предпочитали отдавать замуж дочерей и женить сыновей осенью или в конце летнего сезона.

Выбор полнолунии для свадьбы объясняется тем, что сравнительно светлые ночи удобны для проведения ночных игр алтыбакан(качели), аксуйек(игра с белой костью) и выполнения некоторых хоз. работ, не осуществленных днем из за свадьбы.

По поверию существует связь между днем свадьбы и будущей судьбой молодой семьи. Если в день свадьбы стоит прекрасная погода, то и семейная жизнь вступающих в брак будет счастливой. Свадьба проходила в начале в доме невесты, затем в ауле жениха.

«Неке кияр»-обряд бракосочитания. Брак-святой акт верности и любви в жизни каждого человека. Для совершения обряда призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой накрытую платком. Собираются родные и близкие невесты и жениха. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях, следуя традиционной форме спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак.

По шариату (мусульманские законы), если невеста беременна, обряд бракосочетания откладывается, и проводится только после рождения ребенка. Этот обряд не проводится также между молодыми людьми, имеющими родство в одном из семи поколений, т.к казахи до седьмого колена считаются родственниками.

После неке, новобрачной надевали женский головной убор-саукеле. По обычаю девушки заплетали волосы в одну косу, с переходом в группу замужних женщин-две косы.

При отправке в дом жениха невеста не разрешалось смотреть назад, иначе она может вызвать несчастье в своей семье.

«Кыз танысу»-прощальный визит. Девушка перед замужеством в сопровождении(жены старшего брата) женге, обходит всех родственников и близких, чтобы попрощаться. Родственники и близкие оказывают ей почести, одаривают на память, напутствуют желая счастья и радости. Это одна из древних народных традиций и один из примеров воспитания этики.

Затем были проводы невесты-Кыз узату, проводы девушки. В этот день родители и грустят, и радуются. Радуются, что вырастили красивую, умную, достойную дочь, за которую не надо краснеть, грустят, потому что жаль расставаться с дочерью, им кажется что она еще ребенок. Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжают за девушкой. Среди них «бас куда»(главный сват). «Кудалар» (сваты) и друг жениха(здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинается той: игры, песни, танцы; дарятся положенные по традициям «каде»(подарки). В этот день близкие родственники девушки официально приглашают сватов в гости. Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Ведь восход солнца-символ нового дня, новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (коштасу жары) с провожающими ее родственниками. Молодежь поет «жар-жар», «аушадияр». Сватам вручается положенный по обычаю «куда аттандырар» (куда-сват, аттандырар-отправлять, провожать).

Если аул жениха находится далеко, то жители населенных пунктов, через которых следовал свадебный проезд устраивали преграды и просили выкуп. Шанырак туйе- повозка для передвижения невесты с ее свитой в аул жениха. В «шанырак туйе» могут садиться мать, сестры, женге невесты. Случайные попутчики или другие люди обычно не садятся , т.к над ними потом будут насмехаться. С незапамятных времен во время переезда на первого верблюда водружали шанырак-символ нового дома.

«Келин тусиру»-приезд невесты в дом жениха(келин-невестка, тусиру-здесь: ввести в дом). Для казахского народа заветная мечта, самая большая радость большой той-«Келин тусиру». Весь аул готовится к этому торжеству. Невесту не подвозят к порогу. По традиции вместе с «женге» ее оставляют на некотором (приличном) расстоянии от аула. Девушки и молодухи выходят навстречу невесте и не открывая лица, вводят в дом и сажают за «шамылдык» (ширма, полог) и с другими девушками. Порог всегда переступают правой ногой. Встречающие осыпают всех «шашу», съезжаются родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями и различными увесилениями (состязания певцов, игры и т.д) однако, всем не терпится увидеть будущую «келин» (невестку). После того, как соберутся все приглашенные, невесту в богатой свадебной одежде торжественно выводят. Лицо ее закрыто покрывалом (шалью), и певец-импровизатор начинает петь «беташар».

Беташар-обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «беташар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор, характеризуя каждому: в ответ на это близкие родственники мужа дают «коримдик» (подарок «за погляд»). «Беташар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами. После традиционного «беташар» к невесте подходит свекровь (ене), целует свою сноху с наилучшими пожеланиями. Затем подает присутствующим женщинам белую ткань. Женщины делят между собой ткань поровну и дома обвязывают этой тканью «саба»-сосуд(бурдюк) для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда «Бие кысырамас» -пусть кобыла не останется яловой, даст приплод. Вместе с тем этот обычай несет в себе еще более глубокий смысл.

Жолдык (обряд). В первую брачную ночь, жена старшего брата(женге) готовит постель для молодоженов, в шутливой форме дает советы для первой брачной ночи и желает счастья молодым. Такую миссию поручают примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Очень важно, чтобы у молодоженов эта ночь была незабываемой. Выполнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждет, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен отблагодарить сноху сполна и встретить утро совместной жизни с улыбкой. «Жолдык»-особый обряд, поэтому и подарок должен быть ценным.

Создание нового очага. У казахского народа есть понятие «отау котеру», что означает женитьбу, создание новой семьи. По обычаю родители как для сына, так и для дочери готовят дом. В приданное девушки «жасау» входит юрта-«отау». Новый дом должен принести счастье молодой семье, поэтому юрту украшали, старались чтобы в ней было уютно. В этом принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери(нагашы), соседи. Аулчане принимают активное участие в интересном и обязательном обряде «отау котеру». Шанырак (купол юрты) поднимают, обвязав бакан(шест) белой тканью. Шанырак поручают поднимать уважаемому человеку. Первыми входят в отау почитаемые женщины, вливают масло в огонь очага, порог и косяки, двери обмазывают маслом. Накрывается первый дастархан с богатым угощением. Входящие в отау осыпают все вокруг «шашу», высказывают свои пожелания молодым. Родные и близкие приносят «коримдик» за отау, дарят скот, ценные подарки.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Обряды свадебного цикла казахов СКД.docx

Обряды свадебного цикла казахов СКД.docx
Размер: 22.2 Кб

.

Пожаловаться на материал

Обряды свадебного цикла казахов, киргизов, тувинцев, бурят, хакасов, алтайцев и многих других народов содержат большой этнографический и исторический материал.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Интернет страница кафедры с гипермедиа разметкой контента

Факультет информатики Кафедра Прикладной информатики Дисциплина: Интеллектуальные системы Лабораторная работа на тему: «Интернет страница кафедры с гипермедиа разметкой контента»

Методические рекомендации по курсовой работе для  «Экономика организации»

Целью курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний учащихся, формирование умения экономически обосновывать решение организационно-технических задач. Она выполняется после прохождения учащимися технологической практики и выполнения курсового проекта по дисциплине «Технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств».

Ответы на билеты по биологии

Готовые ответы для студентов биологических вузов. Генотип. Классификация паразитов. Свойства и функции наследственного материала. ДНК, РНК. Биосинтез белка. Экология круглых червей. Изучение генетики человека

Почвоведение. Тест с ответами.

Предмет изучения почвоведения. Методы рационального использования почв. Почвообразование. Органические вещества. Ответы на тест

Функції багатьох змінних

Похідна функції за заданим напрямом. Градієнт. Складені функції та їх диференціювання. Дотична площина і нормаль до поверхні. Частинні похідні та диференціали вищих порядків. Поняття про диференціальні рівняння у частинних похідних. Екстремум функції двох змінних. Найбільше та найменше значення функції.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok