Мифология, религия, философия - основные формы теоретического мышления

Арендный блок

Мифология, религия, философия –

основные формы теоретического мышления.

 

Эти три формы теоретического мышления никогда не существовали и не существуют в «чистом» виде. Элементы мифологии, религии, философии  по-разному представлены в сознании любого человека.

Мифология.

Мифология-это первая попытка человека обобщить и объяснить различные явления природы и общества.

Миф возник ещё в каменном веке, т.е. примерно 3 млн. лет назад. Он представляет собой многослойное образование: содержит нравственные (хорошо и плохо) и этические (добро и зло) взгляды людей, выражает эстетическое отношение человека к действительности (красота и уродство). Все объекты и явления в мифе связаны друг с другом, поэтому свойства одних вещей беспрепятственно переносятся на другие. Силы природы олицетворяются, они могут быть изображены в виде особых образов, существ (Баба Яга, Змей Горыныч). Мифически мыслящий человек воспринимает и реальные, и  вымышленные явления и объекты как сосуществующие. В своём воображении он совершает любые подвиги и превращения, что способствует развитию фантазии, а значит интеллекта. В настоящее время мифология перестала быть  формой мировоззрения для всего общества, но сохранила своё воспитательное и обучающее значение для детей, а в искусстве выступает как источник вдохновения и форма описания.

 

Религия.

Религия - форма общественного сознания, которая в фантастической форме отражает господство над людьми природных и социальных сил, причём земные силы принимают форму неземных, сверхъестественных.  Религия-это более-менее стройная система представлений, настроений и действий.

Первые религиозные представления связаны с формированием у человека абстрактного мышления.

Религиозные представления—это совокупность сказаний о богах, героях, святых, демонах, об их отношении к миру и человеку.

Религиозные настроения относятся к области чувств и носят двойственный характер. С одной стороны это беспомощность, страх, а  с другой—надежда (упование). При определенных обстоятельствах такие настроения могут перерастать в экстаз и фанатизм.

Религиозные действия относятся к области культа, который обязательно включает в себя молитвы, жертвоприношения, обряды, связанные с важнейшими событиями в жизни человека и т.п.

Ядро любой религии составляет вера в сверхъестественное, которая выражает бессилие человека перед природными и социальными силами.

По своему типу все религии мира делятся на поли- и монотеистические.

Формы политеизма (поли – много, тео - бог) – многобожие, язычество:

1) фетишизм—поклонение неодушевленным предметам,  которым приписываются сверхъестественные свойства.

2) магия - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на природу  и человека.

3) тотемизм—вера в сверхъестественное родство между человеком и различными явлениями природы.

4) анимизм—вера в души и духов.

    Формы монотеизма (моно – один, тео – бог) – единобожие:

1) буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии.

2) христианство -  в I веке  до н.э. на Ближнем Востоке.

3) ислам - в VI веке н.э. в Аравии.

 

Философия.

Философия — форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте в нём человеке, теоретическая часть мировоззрения;

Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие (природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.

Спектр интересов философии очень широк. Он включает в себя не какую-то отдельную сферу окружающего мира или человеческой деятельности, а всю совокупность отношений человека к миру, пути и направления его деятельности, помогает осознать суть объективного мира.

Для частных наук философия разрабатывает категории, т.е. наиболее общие понятия, которые прямо или косвенно применяются во всех науках. В рамках специальных наук эти категории не являются предметом исследования, они применяются как готовые формы мышления. Примеры категорий: случайность и необходимость, форма и содержание, закон, закономерность и т.п.

Для других наук философия разрабатывает методологию – совокупность приёмов исследования.

Специфика философских знаний проявляется в наличии ценностных аспектах. Философия обязательно должна решить вопрос о том, что должен или не должен делать человек, использование каких открытий науки соответствует или, наоборот, противоречит прогрессу человечества.

ВЫВОД: Следовательно, философия несёт ответственность не только за состоянием духовной культуры общества, но и за направление его дальнейшего развития.

Возникновение, развитие и гибель философских учений часто зависят не столько от глубины и убедительности аргументов, сколько от силы и значения стоящих за этим учением социальных сил.

Изучение философии позволяет приобщиться к духовной культуре человечества, создает условия для целенаправленной трудовой и общественной деятельности индивида, способствует укреплению его психической устойчивости, т.к. даёт необходимый масштаб мышления.

 

Основной вопрос философии (ОВФ)

Любая наука имеет ряд ведущих вопросов, от ответа на которые зависят все другие положения.

Философия не является исключением. Но в философии основной вопрос только один, хотя он имеет две стороны:

1) что чему предшествует (материя или сознание),

2) познаваемость мира.

На ОВФ возможны три основных варианта ответа:

Материализм—направление в философии, доказывающее первичность материи и вторичность сознания, признающее принципиальную познаваемость мира (материи и сознания).

Идеализм—направление в философии, утверждающее первичность сознания и вторичность материи, отвергающее принципиальную возможность познания мира.

Дуализм—направление в философии, утверждающее независимость и равноправие материи и сознания, признающее познаваемость материи, но не сознания.

За свою историю человечество выработало  два метода мышления: метафизика и диалектика.

Метафизика—метод мышления, либо отрицающий развитие, либо сводящий его к простому,  количественному увеличению (уменьшению).

Диалектика—метод мышления, требующий изучения любого объекта или процесса в его развитие (самодвижении) со всеми его противоречиями.

Исторические типы философии

1. Античная философия

VI век до н.э.—V век н.э.

Философия возникла одновременно в 3-х центрах в VI веке до н.э.: Греция, Индия, Китай. Уже первые философы искали первооснову мира (субстанцию).

В Греции в качестве первоосновы выделяли, как правило, одно вещество: Фалес–вода; Анаксимандр—апейрон; Анаксимен-воздух.

В Индии в качестве первоосновы выделяют 4 первовещества: земля, вода, огонь, воздух.

В Китае - 5 первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл, земля.

В первые века существования философия не знает противопоставления материализма и идеализма, метафизики и диалектики. Чаще всего господствовал стихийный материализм. Первым наиболее известным диалектиком античности был Гераклит: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». С точки зрения Гераклита, мир никем и ничем не создан (идея атеизма), это огонь, закономерно возгорающийся и угасающий. Жизнь и смерть – две стороны одного и того же явления. Уже ученики Гераклита не воспринимают полностью его учения. Кратил начинает изучать только момент неустойчивости: «В одну и ту же реку нельзя войти и один раз». Зенон сконцентрировал внимание на моменте устойчивости, он противопоставил неустойчивому миру чувств неподвижность бытия. Так был сделан шаг к метафизике.

В IV веке до н.э. Левкипп и Демокрит начинают разрабатывать теорию познания. Они выделяют 2 первоосновы: атом (неделимый) и вакуум (пустота). Атомы двигаются в вакууме, соединяясь и распадаясь. Для них нехарактерен цвет, вкус, запах и т.д. Следовательно, у любого объекта и явления есть первичные и вторичные качества. С помощью чувств мы получаем «темное» знание, т.е. знание о  вторичных качествах, с помощью разума— «светлые», то есть о первичных качествах. Процесс познания начинается с чувственного, но затем отделить его от рационального крайне сложно.

За первые века существования философия накопила большой объем знаний, которые нужно было классифицировать. Эту задачу выполнил Аристотель, разделив все науки на три больших класса:

1. Теоретические (познание ведется ради него самого);

2. Практические (дают руководящие идеи для поведения и/или деятельности человека);

3. Творческие (познание ради достижения величайшего или прекраснейшего).

 ВЫВОД: Античная философия складывается на зачатках знаний. Собственно философские проблемы и науки о природе не отделены. Способы экспериментальной проверки знаний практически отсутствуют, поэтому существует множество гипотез. Уровень теоретической разработки гипотез настолько высок, что античная философия является школой мышления для последующих поколений. Миф еще играет роль образного средства выражения мыслей. В период античности философия является «наукой наук».

 

2. Философия Средневековья V-XV вв.

Иначе период Средневековья в Европе называют периодом феодализма. В переводе с латыни «феод» означает земля, т.е. в этот период основное занятие людей - сельское хозяйство, а основное богатство — земля. Церковь в Европе — самый крупный землевладелец, именно поэтому она имеет возможность вмешиваться во все сферы жизни, включая духовную.

Философия из «науки – наук» превращается в «служанку богословия». Внутри философии развиваются патристика (Августин Блаженный) и схоластика. Главная задача: истолковать в христианском духе идеи античности. Наиболее плодотворным направлением является схоластика, в центре внимания которой стоит соотношения веры и знания, религии и разума. Внутри схоластики развиваются номинализм и реализм. Номинализм отвергает  существование любых общих объектов в разуме или вне его и признает существование лишь единичных предметов. Реалисты предполагали, что  общие понятия существуют либо в особом мире, либо в единичных предметах, образуя их духовную основу.

Только во второй половине XII века Западная Европа познакомилась с главными сочинениями Аристотеля, но переведенными с арабского. Сначала церковь встретила эти сочинения враждебно, но затем сумела приспособиться, начинает активно их использовать, особенно формальную логику.

Представители: Фома Аквинский, Альберт Великий, Иоанн Дунс Скот.

Общие черты философии Средневековья:

1. Подчинение (прямое или косвенное) идеологическим целям церкви,

2. Преклонение перед религиозным авторитетом и освещенной церковью книжной мудрости,

3. Мистицизм

4. Абстрактно-метафизический стиль философии

5. Пренебрежение к опытному исследованию природы.

3. Философия эпохи Возрождения XV-XVII вв.

В истории эпоха Возрождения носит название эпохи Великих географических открытий. Развитие промышленности, торговли, мореплавания, военного дела привели к техническому прогрессу. Следовательно, разум нужно было освободить от схоластических споров и решения сугубо логических проблем и обратиться к естественнонаучному познанию мира. Но впервые идеи гуманизма зародились в литературе: Ф.Петрарка. Начинается формирование натурфилософии – натура в переводе с латинского природа (Кеплер, Кузанский, Бруно, Галилей). В этот период происходит формирование первых  социальных, политических, экономических учений (Макиавелли, Мор, Кампанелла).

Общие  черты философии эпохи Возрождения:

1. Широкое использование достижений античности,

2. Индивидуализм,

3. Гуманизм,

4. Антисхоластический характер философии,

5. Пантеизм (пан – все, тео — бог) – философское учение, согласно которому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное, слитое с нею,

6. Господство метафизического материализма.

4. Философия эпохи Просвещения XVII-XIX вв.

Продолжается процесс накопления знаний.  Огромное влияние на умы современников оказали открытия Ньютона. Законы механики казались тогда всеобщими, потому что развивались в основном физика и математика, а более сложные науки о природе: (химия, биология) только складывались. Именно поэтому господствующим методом мышления остается метафизика.

К концу XVIII века накопленный объём знаний начинает распространяться вширь, т.е. из университетов и монастырей научные споры перемещаются в светские салоны. Главной задачей воспитания стало воспитание разума, способности к познанию, на этой основе разум должен был объединиться с просвещением масс, а просвещение с демократией. Главным способом решения проблем, стоящих перед человеком и человечеством, считали знания. Именно с позиции рационального познания трактовались вопросы о боге, вере, религии.  Во Франции формируются идеи воинствующего атеизма: Вольтер, Дидро, Руссо. Более того, часть философов этой эпохи была убеждена в том, что даже общечеловеческие ценности и идеалы могут быть рационально познаны и признаны.

Представители философии эпохи Просвещения (точнее высшей точки ее развития –  немецкой классической философии): Кант, Фихте, Гегель, Фейербах. 

 

5. Российская философия.

 На период возникновения Российской философии существуют две точки зрения:

1) не ранее XVIII века (М.В. Ломоносов);

2) не позднее IX века (Киевская Русь).

Основные черты Российской философии:

1. Социальная ориентация, т.е. благо Родины, благо народа превыше блага отдельной личности независимо от того, какое социальное положение она занимает. Правители на протяжении веков искренне стремились к счастью народа, как они его понимали;

2. Преобладание МЫ — философии над Я – философией, т.е. склонность к общему, коллективизму;

3. Космизм — связь человеческой жизни с космическими процессами (поиски земного рая). Виды космизма:

3.1. Научный (Циолковский, Вернадский, Чижевский).

3.2. Художественный (Ефремов, Вилонов, Скрябин).

3.3. Религиозный (Федоров, Рерихи).

4. Панэтизм - обращенность к человеку (Л.Толстой, Ф. Достоевский). Панэтизм предполагает, что решение большинства проблем лежит в области морали.

5. Догоняющая модель философии.

6. Переработка чужого в своё и изменение до неузнаваемости.

 

6. Европейская философия XX века.

  1.  Наличие множества школ и направлений.

Например: неотомизм—философия современной католической церкви; неопозитивизм — лингвистическое направление в философии, изучающее влияние языка на психику человека; экзистенциализм (чувство) - направление в философии, утверждающее, что следует больше доверять чувствам, а не разуму.

  1.  Идеологическая терпимость: Запад прислушивается к критике и эффективно исправляет недостатки.
  2.  Иррационализм — изучение явлений (озарение, интуиция, душа, вера и т.п.), находящихся ранее вне поля зрения науки.
  3.  Усложненная лексика: часть философов считает, что изучение философии — это удел избранных, духовной элиты.
  4.  Скептицизм – неверие ни во что, отказ от служения высоким духовным идеалам.
  5.  Пессимизм—жизнь - начало и конец всему (но понять это с помощью чувств или разума невозможно).
  6.  Поиски третичной структуры: современная философия предлагает отказаться от жесткого противостояния материализма и идеализма и использовать их достижения для прогресса человечества.
  7.  Тесная связь с другими науками: XX век – век научно-технического прогресса и НТР, «старые» науки (биология, химия, физика и т.п.) объединяются и появляются «новые» (биохимия), поэтому фундаментальные открытия в настоящее время совершаются, как правило, на стыке наук. Следовательно, перед философией стоит задача интеграции с науками о природе и обществе.

 Философы начала XX века: Маркс, Ницше, Шопенгауэр, Фрейд.

 Философы конца XX века: Хайдеггер, Дирреда, Фуко.

ЧЕЛОВЕК – СОЗНАНИЕ - ПОЗНАНИЕ

Биологические признаки человека.

1. происхождение: хордовые, животные, млекопитающие, приматы, которым свойственно прямохождение, что является результатом либо скального, либо древесного образа жизни;

2. продолжительность жизни 

биоресурс (150-300 лет),

реальная продолжительность жизни значительно меньше: до XVIII века – 20 лет,

XVIII век – 30 лет,

XIX век – 56 лет,

XX век – 76 лет.

3. продолжительность детства, зрелости, старости.

Благодаря улучшению структуры питания период детства сокращается, но из-за неблагоприятных экологических и социальных (стресс) условий период зрелости увеличивается незначительно; наиболее уязвимым оказался мужчина.

4. детородный возраст (15-49 лет в среднем). Биологическое созревание на Урале у женщины заканчивается к 22 годам, у мужчины к 25 годам.

5. соотношение рождения одного, двух, трёх и более детей. В норме у высших приматов рождается один детёныш, но многоплодие передается генетически, хотя кратность рождения близнецов уменьшается в геометрической прогрессии.

6. способность усвоения различных видов пищи. Человек – животное всеядное, но с момента рождения 100% усваивается только материнское молоко. Полностью пищеварительная система формируется к 12 годам.

7. освоение языка начинается с 11-12 месяцев с формирования S-образного позвоночника.

8. расовая принадлежность: на Земле существуют три больших расы – монголоидная, негроидная, европеоидная.

9. одаренность – признак, пограничный с социальными. (Пример: к моменту рождения мы умеем плавать.)

Социальные признаки человека.

1) изготовление орудий труда при помощи орудий труда и использование их для создания изобилия материальных благ.

2) распространение нравственных табу на всех членов общества.

3) формирование умственных навыков.

4) воспитание чувств и культуры их проявления.

ВЫВОД:  Индивидуальные качества и достоинства выражают общественные отношения. Эти качества формируются и существуют только в обществе. Тем не менее, жизнь не является запрограммированным процессом. Это процесс сознательно- волевой, т.к. существуют самопринуждение, ответственность, совесть.

Соотношение понятий «человек – индивид – личность – индивидуальность»

Биологические и социальные признаки человека тесно связаны между собой и, как правило, не существуют изолированно (дети-маугли). Биологическая природа человека является необходимой фазой и предпосылкой для формирования социальных качеств. Индивидуальные различия во многом зависят от характера социальной среды, в которой находится человек.

Человек-понятие чисто биологическое, родовое. У женщины может родиться только человек (ребенок).

Одновременно с момента рождения человек является индивидом, т.е. единичным носителем индивидуально – своеобразных черт. Следовательно, понятие индивид служит для обозначения человека внешне не похожего на другого. Это понятие биолого-социальное.

 Личность – совокупность конкретных социальных качеств, которыми индивид обладает, и социальные отношения, в которые он включен. Социальные связи являются объективными, т.е. не зависящие от человека. Личность всегда стремится быть выше обстоятельств: она обладает развитым самосознанием, т.е. контролирует себя и свои поступки. У каждой личности есть “я-образ”:

1) познавательный “я-образ” – представление о своих способностях, внешности, физической силе, социальной значимости.

2) переживания – самоуважение, самолюбие, себялюбие и т.п.

3) оценочно-волевой “я-образ” – стремление быть понятым, желание завоевать симпатии и уважение, стремление повысить свой социальный статус или, наоборот, желание остаться незамеченным.

Единственный путь и способ стать личностью – деятельность. Личность - понятие социально-биологическое.

 Индивидуальность – дальнейшее развитие личности, её существенных характеристик, в которых  отражается уникальный способ бытия, мышления, профессиональной деятельности и т.п. Биологические особенности человека как бы отступают на второй план.

Индивидуальность зависит от исторической эпохи и саморазвития личности, т.е. это понятие чисто социальное.

ВЫВОД:  Человеком рождаются, индивид частично воспитывается, личностью становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек,  лежит, прежде всего, на нём самом.

 

Мировоззрение и его структура.

 Мировоззрение является сложной структурой, которая зависит от многих параметров: возраст, пол, образование, воспитание, профессия, состояние здоровья, историческая эпоха и т.д. Мировоззрение складывается у человека на протяжении всей жизни. Оно может кардинально меняться под влиянием чрезвычайных обстоятельств.

Мировоззрение— система определенных взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, место в нём человека, вместе с тем это жизненные позиции, программа поведения и действий людей.

В структуре мировоззрения в сложном взаимодействии переплетаются три подструктуры: познавательная, ценностная, поведенческая.

1. Познавательная подструктура.

Основа – знания – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания. Знания имеют двоякую природу, с одной стороны - это суждения, предположения, различные теории, а с другой — это практическое владение знаниями, умение действовать на их основе.

Жесткой грани между видами знаний НЕТ, т.е. при определенных обстоятельствах один вид знаний может превращаться в другой. Чем солиднее запас знаний, тем более серьёзную опору получает мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не обладает достаточными средствами для четкого последовательного обоснования своих взглядов, поэтому довольно часто обращаются к вымыслам, поверьям, обычаям.

 Цель знаний — достижение истины. Истина—это адекватное отражение действительности в сознании человека, воспроизведение познаваемого объекта или явления таким, каким они существуют вне и независимо от нашего сознания.

Виды знаний:

1.1. повседневные или жизненно практические;

1.2. профессиональные;

1.3. научные знания.

2. Ценностная подструктура.

Сюда входят: идеалы, принципы, воплощающее особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Основу ценностной ориентации составляют убеждения—взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным интересам.  

В отличие от знаний убеждения носят еще и  эмоциональный характер.

Важным условием превращения знания в убеждения является возрастание степени доверия к их содержанию, смыслу. Сомнение — обязательный момент формирования самостоятельной осмысленной позиции. У сомнения есть две крайности: догматизм и скептицизм. Догматизм — фанатичное безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с нею без всякой внутренней критичности, собственного анализа.

3. Поведенческая подструктура.

Поведение — определенная система действий, направленная на достижение каких-либо цепей. В поведение входят одежда, манера общения, речь, мимика, взгляд, жесты, пантомимика (осанка, поза, походка),  прикосновения (тактильный вид невербального общения), поступки человека.

В мировоззрение человека по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт.

Эмоционально-психическая  сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств — мироощущение.

 Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов с использованием наглядных представлений.

Познавательно - интеллектуальная сторона мировоззрения – миропонимание, которое включает в себя истинные знания и заблуждения, истинную и ошибочную практику.

Сознание

Сознание (с точки зрения материализма) является  свойством  высокоорганизованной материи (человеческого мозга), но «вырабатывается» не всегда, оно результат целесообразной трудовой деятельности и интенсивного общения людей.

Сознание – это способность отражать объективную реальность и самого себя в идеальных  (мыслительных) образах, на этой основе управлять своей деятельностью, свободно выбирая цели и пути их достижения.

С помощью  сознания личность  решает четыре основных задачи:

1) отражение действительности и построение знаний о ней;

2) осознание потребностей и постановка целей по их осуществлению;

3) оценка явлений действительности и определение своего отношения к ним;

4) управление своим поведением.

Этим задачам соответствуют сферы сознания:

1) мыслительная сфера (интеллект).

Интеллект – это психические способности знания и умения, необходимые для решения умственных задач. Интеллект зависит от способностей и желания;

2) побудительная (мотивация).

Мотивация – это совокупность побуждений, определяющих целенаправленную деятельность человека. В основе мотивации лежат потребности;

3) эмоциональная (чувства могут быть как положительные, так и отрицательные);

4) волевая (воля).

Воля – это способность сознательно регулировать своё поведение и действовать, не отступая перед трудностями.

ВЫВОД: Сознание возникает на определенном этапе развития человека как идеальная сторона трудовой деятельности и общения. Предметом сознания является активное, целенаправленное отражение внешнего мира, причем его важнейшим принципом служит объективный всесторонний анализ.

 

Самосознание

Самосознание – особая область сознания, где предметом отражения является не окружающий мир, а сам человек.

Самосознание формируется на базе сознания, но в раннем возрасте. К юности отдельные самохарактеристики, самооценки складываются в единую “я - концепцию”:

1. реальное “я” или каков я есть на самом деле;

2. динамическое “я” или каким я намерен стать;

3. идеальное “я” или каким я должен быть;

4. фантастическое “я” или каким я желал бы быть, если бы это было возможным.

Самосознание выполняет следующие функции:

1) интеллектуальная – формирование образов реального и динамического “я”;

2) мотивационная – формирование идеального и фантастического “я”;

3) эмоциональная – сопоставление (сравнение) реального и динамического “я” с идеальным и фантастическим;

4) волевая – организация самовоспитания, самоконтроля, самообразования (формируется позже других, как правило, не ранее 12-14 лет).

 Пути формирования самосознания:

1. Примерно-ориентирующие  (предостерегающие или стимулирующие) оценки поведения со стороны других людей.

2. Личностное восприятие существующих норм, их трансформация (изменения) в соответствии с индивидуальным опытом и особенностями практической деятельности.

ВЫВОД: Самосознание – это направленность сознания человека на самого себя, стремление понять свою суть, место в обществе, возможность реализации своих способностей. Самосознание является центром психической деятельности личности, для которой сближения самооценки и социальной оценки служит источником глубокого морального удовлетворения.

Познание

I. Понятие «познание» и его основные ступени.

Познание – процесс избирательно-активных действий, принимающий и отрицающий различные формы приращения (увеличения) информации.

Цель процесса познания – получение знаний. Цель знаний – достижение истины.

В процессе познания выделяют 2 ступени: чувственная и рациональная.

Формы чувственного познания.

  1.  ощущение – это отражение отдельных свойств, качеств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств (психологически не разложимое явление).
  2.  восприятие – целостный образ, отражающий непосредственное воздействие на органы чувств предметов, их свойств и отношений.
  3.  представление – высшая форма чувственного отражения в виде образного знания о непосредственно невоспринимаемом объекте.

Формы рационального познания.

1. понятие – идеальный образ, лишенный наглядности, но отражающий общие, существенные связи, свойства и отношения объектов и явлений (любое слово в любом языке).

2. суждение – форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо.

3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое.

ВЫВОД: Процесс познания начинается с чувственной ступени, но затем разделить рациональное и чувственное крайне сложно.

II. Творчество и интуиция.

Творчество – духовно-практическая деятельность, результатом которой является сознание оригинальных, неповторимых, социально значимых культурных ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей, методов исследования и преобразования мира.

Творческие люди в случайном «схватывают» необходимость, т.к. обладают развитой интуицией («тонкой психикой»).

Интуиция – способ постижения истины путём её прямого усмотрения без интеллектуального и/или чувственного обоснования.

Интуиция быстрее и лучше всего развивается в чрезвычайных ситуациях и у людей экстремальных профессий, а также у женщин. Тем не менее, творческие люди подвержены массе соблазнов, основными из которых являются три: 1. соблазн успеха;

 2. частная или личная жизнь;

 3. наркотики.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Основные свойства материи и их взаимосвязь.

I. Характеристика материи.

Уже при формировании первых философских школ появляется интерес к изучению категории «материя». Первоначально материя понималась как определенное вещество: вода, огонь и т.п. Древнеиндийский философ Капила, говорил: «Материя – это то, из чего состоит мир». Но в IV веке до н.э. с введением понятия «атом» был поставлен знак равенства между переводом слова атом «неделимый» и категорией «материя».

На рубеже XIX – XX веков произошла революция в естествознании. Ее суть: 1) открытие явления радиоактивности, т.е. при определенных условиях атомы одних элементов превращаются в атомы других элементов; 2) атом – это система электрически заряженных частиц и электромагнитных полей; 3) с изменением скорости изменяется масса электрона. Таким образом, то, что раньше называлось материей, свелось к электромагнитным колебаниям.  А в начале XX века электричество, энергию считали чем-то не материальным, поэтому заговорили о кризисе естествознания и материализма. Ленин проанализировал ситуацию в философии и заявил о том, что исчезла не материя, а углубились и расширились наши знания о ней. Он дал новое определение материи, которое используется до сих пор: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В определении материи нашли отражение её основные свойства: объективность, воздействие на органы чувств. Кроме того, здесь определяется стратегия или путь познания.

В истории философии сложилась 2 типа концепции понимания материи:

1. субстанциональная;

2. диалектическая.

I. Субстанциональные концепции.

 Субстанция – это первооснова, первоначало, исходное вещество, которое вечно и неизменно.

1.1. атомная (атомарная) IV век до н.э. (Демокрит) – наиболее распространенная. Субстанция – атом. Все объекты состоят из атомов, следовательно, любые их свойства можно объяснить атомным строением, значит главная наука – химия.

1.2. эфирная VI век до н.э. (Гераклит). Эфир – это непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство. Субстанция эфирный вихрь. Всякий объект – это сочетание движения эфирных вихрей. Следовательно, любые особенности вещи можно объяснить особенностями движения эфира.

1.3. атомно-эфирная теория (XVII век). Две субстанции: атом и эфир. Следовательно, одни свойства вещей можно объяснить их атомным строением, другие – эфирным.

II. Диалектическая концепция.

Все субстанциональные теории имеют один общий недостаток: они сводят материю к одному из её видов, который объявляется абсолютной исходной основой всего в мире. Современная диалектика предполагает, что нет неизменной субстанции: все виды и формы материи возникают и уничтожаются, изменяются и превращаются в друг друга. Следовательно, материя неисчерпаема, т.е. существует бесконечное множество видов, форм и состояние материи. Единство материи состоит в её объективности и познаваемости.  Современная диалектика выделяет три вида материи:

  1.  неорганическая материя (вещество, поле);
  2.  органическая (все формы белковой жизни);
  3.  социальная (общество в любом виде и состоянии).

II. Движение  как способ существования материи.

 Движение – это всякое изменение тел и процессов.

Основные свойства движения:

  1.  объективность (независимость от сознания);
  2.  всеобщность (в мире нет объектов, лишенных движения);
  3.  несотворимость и неуничтожимость (нет начала и конца движению);
  4.  абсолютность  (движение происходит всегда в конкретной системе координат; покой – это движение в равновесии).

Первую классификацию форм движения материи в 70-е годы XIX века дал Ф.Энгельс:

  1.  механическая или перемещение в пространстве;
  2.  физическая (тепловая) или движение молекул;
  3.  химическая – движение атомов внутри молекул;
  4.  биологическая – обмен веществ в живых организмах;
  5.  социальная – изменения в обществе.

В середине 90-х годов XX века классификация  Ф. Энгельса была уточнена в связи с развитием науки:

  1.  пространственное перемещение;
  2.  электромагнитная (взаимодействие заряженных частиц);
  3.  гравитационная;
  4.  сильное или ядерное взаимодействие;
  5.  слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
  6.  химическая (процесс и результат взаимодействия атомов и молекул);
  7.  геологическая  (все изменения в геосистемах);
  8.  биологическая (все процессы, происходящие на клеточном уровне);
  9.  социальная (общество).

ВЫВОД: Все формы движения материи различны, но при определенных условиях одна может превращаться в другую. Сложные формы движения включают в себя более простые, но не являются их суммой.

 

III. Пространство и время - формы существования материи.

 

 Пространство – порядок одновременно существующих объектов в их соотношении с другими материальными объектами.

Основные свойства пространства:

  1.  протяженность,
  2.  однородность (каждая точка пространства выполняет одинаковые функции),
  3.  равноправие всех возможных направлений (+ ∞),
  4.  трёхмерность в земных условиях (длина, ширина, высота)
  5.  обратимость.

 Время – порядок сменяющих друг друга событий.

Свойства времени:

  1.  длительность;
  2.  однородность (каждый момент времени выполняет сходные функции):
  3.  равноправие всех возможных моментов (без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего),
  4.  одномерность – существует только настоящее,
  5.  необратимость – нельзя вернуться в прошлое, время движется только вперёд.

ВЫВОД: Сходства пространства и времени заключаются в их объективности и  универсальности. Различия в том, что пространство трёхмерно и обратимо, а время одномерно и необратимо.

Социальная жизнь человека

Особенности философского анализа  общества

I. Типы общества.

 Общество – определенные типы взаимоотношений между людьми. В истории человечества выделяют 3 типа общества: общинное, корпоративное, гражданское.

Общинное общество.

  1.  Экономическая основа - принудительная коллективная собственность (один работает на всех, все работают на одного из-за крайне низкой производительности труда).
  2.  Положение личности: личность подчинена коллективу, даже растворена в нём (самое страшное наказание остракизм – изгнание из племени).
  3.  Счет родства по материнской линии, т.е. матриархат:
    •  экономическая причина: собирательство  дает основной объем пищи племени, т.е. женщина  является кормильцем;
    •  биологическая – у ребёнка  всегда можно точно установить мать, но не отца.
  4.  Семейно-брачные отношения: первоначально господствует промискуитет, т.е. беспорядочное половое общение, но затем появляются первые табу – запрет на половые связи между родственниками по материнской линии, т.е. устанавливается фактическая полигамия (многомужество, многоженство).

Корпоративное общество.

 Корпорация – это замкнутая по какому-либо принципу группа людей.

  1.  Наряду с коллективной собственностью появляется частная и даже личная.
  2.  Корпорации не равны между собой, принадлежность к  корпорации определяется фактом рождения, переход из низшей корпорации в высшую крайне затруднен. В настоящее время он несколько стал легче, но зависит от квалификации, уровня образования, материального положения. Человек может выделиться только в рамках корпорации.
  3.  Счет родства по отцовской линии или патриархат: переход от присваивающего хозяйства к производящему сделал мужчину основным создателем материальных благ.
  4.  В брачных отношениях появляется строгая моногамия для женщины, но для мужчины сохраняется полигамия за счет официальной и неофициальной проституции.

Гражданское общество.

  1.  Равенство и одинаковая защита всех форм собственности законом.
  2.  Гражданское общество обеспечивает равные стартовые возможности для каждой личности, создаёт условия для её гармоничного развития, т.е. политические права личности равны не зависимо от пола, возраста, национальности, религиозной принадлежности, материального положения, места жительства и т.п.
  3.  Счет родства по отцовской или материнской линии в зависимости от сложившейся исторической традиции.
  4.  В брачной сфере строгая моногамия и для мужчины, и для женщины.

Гражданскому обществу соответствует правовое государство, т.е государство, где личность защищена от посягательства на свои права не только со стороны других личностей, но и со стороны государства.

II. Уровни (сферы)  общественной жизни

1. Материальная сфера (материальный уровень) или общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, совокупность материальных общественных отношений, т.е. человеческая деятельность и её материальный результат.

 Деление производства на материальное и нематериальное достаточно условно. На практике различия между ними сводятся ко времени получения результата и возможности исправления брака.

 Материальная сфера зависит от способа производства, который подразделяется на производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – люди с определенным уровнем квалификации и средства производства, которыми они управляют. Самый подвижный элемент – квалификация.  Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределении и потребления. Главное здесь отношения собственности.

2. Социальный уровень – определенное положение человека в обществе, которое зависит от пола, возраста, профессии, национальности, религии, семейного положения и т.п.

3. Политический уровень: государство, партии и общественно-политические движения.

4. Духовный уровень: 

 идеология – это система идей в какой-либо области;

 социальная психология – это наука, изучающая поведение человека в группе;  

 ментальность или умонастроение;

 образование;

воспитание;

наука;

культура в узком смысле (литература и искусство). 

Социальный, политический и духовный уровни составляют общественное сознание. Общественное сознание – это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

III. Формы общественного  сознания

1. политическая идеология  наиболее активно и последовательно выражает и защищает интересы определенных социальных групп, слоёв, классов, причем чаще всего это интересы экономические.

2. правосознание предполагает не только знание законов, но и умения защищать свои права.

3. мораль – это система неписаных законов, которым подчиняется поведение людей. Мораль опирается на общественное влияние и внутреннее убеждение личности. Она старше права. Функция морали – сохранение общества.

4. религия - форма общественного сознания, которая в фантастической форме отражает господство над людьми природных и социальных сил, причём земные силы принимают форму неземных, сверхъестественных.

5. искусство отражает эмоциональную сторону жизни человека, его понимание красоты и уродства. Существующий в каждом обществе общепринятый идеал красоты не всегда совпадает с индивидуальным.

6. наука как знание законов природы начинает складываться ещё в VI веке до н.э. (период античности), как знание законов общественного развития в XIX веке, т.к. только в XVIII веке промышленный переворот ускорил изменение в обществе настолько, что они стали заметны на протяжении жизни даже одного поколения.

7. философия - это форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте в нём человеке, теоретическая часть мировоззрения; наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие—природа и общество, так и мышление человека — процесс познания.

ВЫВОД: Все формы общественного сознания различаются по предметам и формам отражения, особенностям развития, выполнению социальных функций.

IV. Движущие силы развития общества

С древних времен человека интересовал вопрос: «Что движет людьми, что побуждает их к действию или бездействию?»

Аристотель говорил о материальном интересе, Эпикур – о моральном удовольствии. На первый взгляд интерес и удовольствие у разных людей различно, т.к. каждый из них уникален. Но с момента рождения человек принадлежит к целому ряду страт (социальных групп), принадлежность к страте предполагает общность интересов, одинаковые условия существования, сходный (одинаковый) образ жизни. В идеале интерес и удовольствие должны совпадать, но у большинства людей (86 %) преобладает интерес.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников (социальные общности, их организация, индивиды). С этой точки зрения исторический процесс субъективно-объективен.

Субъекты исторического процесса:

1. индивидуальные: личность, действующая сознательно и отвечающая за свои действия.

2. социальные субъекты:

  1.  социальная группа – слой или класс;
  2.  социально-исторические общности: славянские, мусульманские народы, в настоящее время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества в субъект исторического процесса, т.к. наша техническая оснащенность многократно возросла, именно поэтому необходим приоритет общечеловеческих интересов над всяким иным.

V. Прогресс и регресс в общественном развитии.

Часть философов считают, что общественный прогресс существует (Сен-Симон), другие утверждают, что общественного прогресса нет, есть только технический (Руссо). Современная философия предлагает три основных критерия общественного прогресса:

  1.  рост производительности труда связан с прогрессом науки и техники, который не всегда бесспорен. Доля физического труда постоянно сокращается, это привело к гиподинамии (недостаток движения), что в свою очередь спровоцировало омоложение болезни. Медики начинают говорить о старении человеческого организма уже с 5 лет. Элементарный умственный труд передан машине, в результате человек разучился решать сложные умственные задачи.
  2.  рост свободы человека и общества. На первых этапах своего развития человек 100 % зависел от окружающей среды, с течением веков он не только научился защищаться от природы, но даже предсказывает часть стихийных бедствий, тем не менее, завоевав относительную свободу от природы, человек оказался в зависимости от благ цивилизации (электричество, газ, тепло и т.п.).
  3.  гуманизация отношений между людьми. В течение столетий произошло явное смягчение нравов, по крайней мере, в сознании людей, но остались жесткие моральные стереотипы взаимоотношений между поколениями (отцы и дети) и полами (мужчина и женщина).

ВЫВОД:  Прогресс в развитии человечества существует, но за каждый шаг вперёд нам приходится расплачиваться.

Культура и цивилизация

Понятие «культура» очень широкое. В широком смысле культура – это всё то, что создано человеком. В этом смысле понятия «культура» и «природа» противоположно. Явление культуры изучают множество наук, поэтому насчитывается от 150 до 250 определений  понятия «культура».

 

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, способность их созидания, умение использовать для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Культура делится на:

  •  материальную (средства производства и предметы труда);
    •  духовную (наука; степень внедрения научных достижений в производство и быт; уровень образования; состояние просвещения; медицинское обслуживание; искусство; нравственные нормы поведения членов общества; уровень развития потребностей и интересов людей).

Любая культура имеет две стороны: устойчивую и изменчивую. Устойчивая сторона – это культурная традиция или историческая память. Она обеспечивает преемственность культуры. Её нарушение связано в основном с внешними факторами (войны, набеги, походы). Изменчивая сторона культуры представлена новаторством. Новаторство становится культурным творчеством только тогда, когда несёт в себе всеобщее содержание, находит отклик у других людей.

ВЫВОД: Разделение физического и умственного труда не только ускорило развитие культуры, но и привело к её ассиметрии, т.е. часть общества живёт за счёт другой: меньшая за счет большей. Общечеловеческим в культуре является то, что каждый человек может быть и творцом, и восприемником культуры.

До XX века понятия «культура» и «цивилизация» совпадали. В настоящее время в понятие цивилизация вкладывается либо негативный, либо нейтральный смысл.

В негативном смысле цивилизация - это урбанизация, скученность населения, тирания машин, тенденция к стандартизации мышления, ориентация на абсолютную верность общепринятых истин, низкая оценка независимого, оригинального мышления.

В нейтральном смысле цивилизация – это высокая степень овладения силами природы, мощный технический прогресс, который позволяет создать изобилие материальных благ.

Глобальные проблемы современности

Термин «Глобальные проблемы современности» (ГПС) введен Римским клубом в 60-е годы XX века. “Глобальный” в переводе с латыни означает земной.

По определению Римского клуба ГПС – это наиболее важные и настоятельные общепланетарные проблемы, от решения которых зависит социальный прогресс человечества, и разрешены они могут быть только благодаря этому прогрессу.

ГПС – результат всего предшествующего развития человечества со всеми его противоречиями. Все ГПС тесно связаны между собой и не могут решаться изолированно.

Основные ГПС:

  •  предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечение мирных условий для социального прогресса всех народов на основе учёта их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;
  •  преодоление возрастающего разрыва между индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки в уровне экономического и культурного развития, устранение во всём мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности;
  •  обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами;
  •  преодоление экологического кризиса;
  •  прекращение стремительного роста населения (демографического взрыва) и преодоление демографического кризис (рождаемость ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений);
  •  своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование её достижений на благо общества и личности;
  •  международный терроризм;
  •  распространение наркомании, включая алкогольную и никотиновую;
  •  СПИД и другие проблемы здравоохранения;
  •  проблема образования;
  •  проблема социального обеспечения;
  •  проблема культурного наследия и др.

Экзаменационные вопросы.

1. Мифология и ее роль в обществе.

2. Религия и ее роль в обществе.

3. Философия и ее роль в обществе.

4. Характеристика античной философии.

5. Характеристика философии Средневековья.

6. Характеристика философии эпохи Возрождения.

7. Характеристика философии эпохи Просвещения.

8. Особенности российской философии.

9. Характеристика европейской философии ХХ века.

10. Характеристика биологических признаков человека.

11. Характеристика социальных признаков человека.

12. Соотношение в человеке биологического и социального.

13. Соотношение понятий «человек-индивид-личность-индивидуальность».

14. Мировоззрение и его структура.

15. Характеристика сознания с точки зрения материализма.

16. Характеристика самосознания.

17. Познание и его ступени.

18. Творчество и интуиция.

19. Характеристика материи.

20. Движение как способ существования материи.

21. Пространство – форма существования материи.

22. Время – форма существования материи.

23. Типы общества.

24. Уровни (сферы) общественной жизни.

25. Формы общественного сознания.

26. Движущие силы развития общества.

27. Характеристика культуры с точки зрения философии.

28. Характеристика цивилизации с точки зрения философии.

29. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

30. Глобальные проблемы современности.

Тематика рефератов, докладов, сообщений

  1.  Генезис философии в Древней Греции, Индии, Китае.
  2.  Мифология как форма синкретического мировоззрения.
  3.  Специфика религии как формы теоретического мышления.
  4.  Первые греческие мудрецы: милетская  школа, пифагорейский союз.
  5.  Диалектика Гераклита.
  6.  Атомизм Демокрита и Левкиппа.
  7.  Сократ: судьба и философия.
  8.  Учение Платона.
  9.  Система философского знания Аристотеля.
  10.  Аврелий Августин как крупнейший мыслитель латинской патристики.
  11.  Фома Аквинский.
  12.  Схоластика как форма Средневековой философии.
  13.  Новое понимание человека в философии эпохи Возрождения.
  14.  Леонардо да Винчи.
  15.  Философия Ф. Бэкон и Р. Декарта.
  16.  Бенедикт Спиноза.
  17.  Французское Просвещение.
  18.  Немецкая классическая философия.
  19.  Основные философские концепции XX века.
  20.  Философия в лицах.
  21.  Проблема соотношения в человеке биологического и социального.
  22.  Мировоззрение с точки зрения философии.
  23.  Формирование сознания человека.
  24.  Формирование самосознания личности.
  25.  Основные характеристики материи.
  26.  Движение как способ существования материи.
  27.  Пространство и время – формы существования материи.
  28.  Культура и цивилизация.
  29.  Массовая культура.
  30.  Молодежная культура.
  31.  Глобальные проблемы современности.

23

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Опорный конспект.doc

Опорный конспект.doc
Размер: 228 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Эти три формы теоретического мышления никогда не существовали и не существуют в «чистом» виде. Элементы мифологии, религии, философии по-разному представлены в сознании любого человека.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Толерантность как форма оптимального сосуществования общества

Толерантность как исследовательская проблема. а) понятие, сущность, актуальность толерантности. б) природа толерантности; история происхождения понятия. в) уровни толерантности г) субъекты толерантности

Методічні рекомендації з медичної генетики

Хромосомні хвороби Профілактика спадкової патології. Медико-генетичне консультування та пренатальна діагностика. Скринуючі програми

Ответственность за получение взятки по Уголовному кодексу Российской Федерации

Дипломная работа. Юридический факультет. Уголовно-правовой анализ состава ст. 290 УК. Объект и предмет/сторона преступления. Субъективная сторона преступления по ст. 290 УК. Квалифицирующие признаки деяния по ст. 290 УК

Исследование методов линеаризации усилителя мощности

Радиотехника. Диссертация на соискание академической степени магистра

Оценка качества вскрытия продуктивных пластов методом прямых керновых испытаний

Курсовая работа. по дисциплине «Техника и технология строительства скважин». Лигносульфонатные реагенты. Общие требования организации работ. Промыслово-геологические задачи бурения. Основы управления информативностью геофизических исследований в скважинах. Расчеты показателей качества вскрытия продуктивного пласта на буровом растворе. Технологические факторы управления продуктивностью скважины.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok