Культура Древнего Востока

Лекция 5. Культура Древнего Востока

Общая характеристика.

Древний Восток включает в себя государства Азии и Африки, существовавшие со времен позднего неолита до эпохи промышленной революции.

К числу государств Древнего Востока относится Древний Египет - там государство возникает в конце 4 тысячелетия до н.э. Эпоха Раннего и Древнего царств (конец 4 –3-е тысячелетие до н.э.) приходится на эпоху неолита. Именно в это время были построены египетские пирамиды. В эпоху строительства пирамид египтяне были знакомы с медью, но еще не знали бронзы. Среднее и Новое царство Египта (конец 3 – начало 2 тысячелетия до н э) приходится на эпоху бронзы. Поздний Египет первого тысячелетия до н.э. – это эпоха железа.

Вторая восточная цивилизация – Двуречье (Междуречье, Месопотамия). Древнейшее государство – Двуречье – также приходится на эпоху позднего неолита, то есть 3-е тысячелетие до н.э. Это города государства шумеров и Аккадское царство. В эпоху бронзы возникает Вавилонское царство. В первом тысячелетии, то есть в эпоху железа Двуречье завоевывают различные восточные империи от Ассирии до Персии.

Третья восточная цивилизация – Древнеиндийская. Древнейшая культура в Южной Азии – это индская цивилизация конца третьего – начала 2 тысячелетия до н.э.

Следующая культура – Восточноазиатская. Древнейшие государства на территории Китая возникают в эпоху бронзы, однако, как и Индия, в рамках единого государства, Китай был объединен сравнительно поздно, только в конце первого тысячелетия до н.э. (точнее в третьем веке).

Материальная культура.

Для всех древневосточных цивилизаций основы экономики составляло сельское хозяйство, а в основе сельского хозяйства лежало земледелие, использующее искусственное орошение полей, то есть системы искусственной ирригации. Такие системы формировались в регионах, где атмосферные осадки или отсутствовали, или были неравномерно распределены по временам года. Таким образом, требовалось в зависимости от местных условий либо доставлять речную воду на поля, либо удалять ее излишки, то есть защищаться от наводнений, либо и то, и другое вместе. Системы искусственного орошения включали в себя каналы, дамбы, плотины, водоподъемные механизмы.

Создание подобных инженерных сооружений требовало больших затрат труда и централизованного руководства. Однако, приносило огромные урожаи. При этом реки обычно снабжали поля не только водой, но и минеральными веществами в качестве естественного удобрения. Таким образом, несмотря на огромные урожаи, плодородие почвы при такой системе земледелия не нарушается даже при получении двух-трех урожаев в год.

Однако подобная система земледелия требует эффективного централизованного руководства. Ее невозможно выстроить в рамках одной деревни. Требуется объединение усилий многих крестьянских общин или даже выстраивание системы в рамках целого государства. Вследствие этого на Востоке очень рано формируется государство, причем с развитым бюрократическим аппаратом. И это государство осуществляет непосредственное управление хозяйственной деятельностью. Как указывал К. Маркс в статье «Будущее британского владычества в Индии», в древневосточных государствах помимо налогового и военного ведомств огромную роль играло ведомство общественных работ. Развитый бюрократический аппарат состоял из огромной массы чиновников, привлекавших крестьян-общинников к выполнению работ по поддержанию ирригационной системы рабочем состоянии, ее ремонту и восстановлению. Огромная отдача от орошаемых земель позволяла безболезненно содержать этот развитый бюрократический аппарат, а также поддерживать жизнедеятельность очень большого населения.

То есть все страны с системой искусственного орошения с момента возникновения этой системы и до сего дня являлись самыми густонаселенными странами мира.

Для восточной экономики характерно сравнительно раннее развитие научных знаний, связанное с необходимостью централизованного управления хозяйством.

В цивилизациях Древнего Востока  возникает письменность, необходимая для ведения хозяйственных документов, основа математических знаний для организации сбора налогов и строительных работ, развивается астрономия и создаются первые солнечные календари.

Духовная культура.

На этапе формирования первых древних  государств начинает формироваться мифологическое мировоззрение.

Основные предпосылки мифологического мышления:

во-первых, человек не выделял себя из окружающей среды - природной и социальной;

во-вторых,  человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.

Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю», «предание».

Мифы изучают ученые многих областей знания. Для этого используются материалы истории, археологии, антропологии и других дисциплин.

Мифология - этот термин обозначает и совокупность мифов, и науку о них, и форму мировоззрения.

Мифология - основная форма мировоззрения древнего человека. На ранних стадиях развития мифы были примитивны, кратки, элементарны по сюжету и содержанию.

Мифология тесно связана с религией, идеологией, наукой, литературой, искусством. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм) «наполнены» мифами. Литература выросла из мифа (сказки, героический эпос, легенды, исторические предания).

Мифология выполняла главную мировоззренческую задачу – она была для человека основным способом понимания мира и места в нем человека.

То есть миф как мировоззрение  объясняет человеку как устроен мир.

Признаки мифологического мировоззрения:

  1.  Человек воспринимает окружающую среду так же как и себя, т.е как некое абстрактное существо (не отделял себя от природы).
  2.  Человек наделяет окружающую среду личными качествами.
  3.  Человек проецирует свои отношения на природу.

В мифологии существует свое замкнутое мифологическое пространство – это его законченность, завершенность, гармоничность и целостность. Недостаток знания о мире миф компенсирует фантазией,  изобилием деталей повествования.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (соотношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни.

Основные темы мифов:

о происхождении людей – антропогонические мифы;

о происхождении солнца, луны, звезд - солярные, лунарные, астральные мифы;

о происхождении мира, вселенной - космогонические (содержат идею творения - креационная: мир создан сверхъестественным существом - богом-творцом, великим колдуном и т. п. или идею развития - эволюционная: мир возник постепенно из некоего первоначального бесформенного состояния - хаоса, мрака, воды, яйца и т.д.);

о происхождении богов - теогонические мифы; 

о чудесном рождении, о судьбе, о смерти и бессмертии, о загробной жизни;

пророчества о конце света - эсхатологические мифы;

о культурных героях (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, возникновение искусств, установление обычаев, обрядов, правил поведения, социальных институтов);

о героях-антиподах - близнечные мифы (два героя-антипода: один олицетворяет добро, другой - зло, один творит благо, другой наносит вред);

о смене, череде природных циклов  - календарные мифы (отражение труда земледельца и скотовода, способов их профессиональной деятельности в зависимости от смены времен года, природно-климатических условий и т. д.).

Характерные черты мифа:

отождествление фантазии с реальностью;

объяснение действительности в наглядно-образной форме;

эмоциональная насыщенность;

связь с магией.

На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем «классическом эпосе». Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и художественная литература.

Миф нельзя путать с другими формами творчества.

Пусть они похожи на сказки и их часто путают. Однако это разные явления культуры.

Миф не подлежит сомнению, в его истинность верят. Пока миф остается мифом, люди поклоняются богам, о которых он повествует.   

Так называемые народные сказки - это те мифы, которые остались в памяти людей после того, как исчезла вера в истинность данных мифов, они перестали входить в религию, а представленным в них богам перестали молиться.   Поэтому  такие  мифы  начинают  восприниматься как выдумки, забава, то есть становятся собственно сказками, которые, как правило, имеют счастливый конец, что вовсе не характерно для мифов, где часто заворачиваются серьезные драмы и гибель положительных персонажей.

Из мифологического мировоззрения  постепенно возникает религиозное.

На Древнем Востоке формируются две основных системы письменности: идеографическая, то есть иероглифы (Китай и Египет) и слоговая (Двуречье, Южная Азия). Однако, в Древнем Египте возникает система записи отдельных звуков, только согласных. Не исключено, что это особенность египетской письменности оказала влияние на соседей Египтян, поскольку первые системы алфавитной записи возникают в Палестине, то есть в непосредственной близости от Египта в 1 т.до н. э. (финикийский и арамейский алфавиты). Финикийский алфавит, как и древнеегипетская письменность , имел знаки только для обозначения согласных. Н а основе финикийского алфавита возникли греческий , на основе греческого – латинский и кириллический. А на основе арамейского – арабский, армянский и грузинский.

В Древнем Египте был создан первый солнечный календарь, что было очень важно для определения времени начала разлива Нила, поскольку смены времен года в Египте не существует. Египтяне разделили год на 12 месяцев по 30 дней, 5 дней добавляли в конце года. Таким образом, египетский год составлял 365 дней.

После захвата Египта греками в 1 веке до н.э. астроном из Александрии Созиген на основе древнеегипетского календаря создал более совершенный солнечный календарь. В нем не было дополнительных дней, нечетные месяцы имели 31 день, четные – 30. Раз в 4 года добавлялся дополнительный день. Такой год назывался високосным. Календрь Созигена был внедрен в Римском государстве Юлием Цезарем и получил название юлианского. Современный григорианский календарь является модифицированным вариантом этого же календаря.

Шумерская цивилизация является местом рождения шестидесятиричной системы счисления, отголоском которой является деление круга на 360°, а также семидневные циклы измерения времени, причём сохранившаяся в европейских языках привязка дней недели к определённым планетам (луна – марс – меркурий – юпитер – венера – сатурн – солнце) также восходит к шумерам.

Важнейшие достижения индийской цивилизации находятся в области  математики. Прежде всего – это создание поместной нумерации, при которой значение символа определяется его положением в числовой записи. Индийские цифры были заимствованы арабами, а у арабов – европейцами, поэтому нам известны как арабские. Кроме того, индийские математики впервые в истории стали осуществлять операции с отрицательными числами.

Китай дал человечеству бумагу, порох, магнитный компас, фарфор. Именно в Китае с ΙΙΙ века до н.э. (с момента образования единого Китайского государства) сформировалась наиболее эффективная система государственной бюрократии, созданная при первом императоре Цинь Шихуан-ди в соответствии у учением Кун-цзы (Конфуция). Суть системы в том, что чиновники на гос. должности отбирались на основании результатов сдачи экзаменов, участие в которых мог принять любой подданный императора, независимо от социального происхождения. Эта система просуществовала вплоть до Нового времени, однако и сейчас традиции государственного управления и государственной бюрократии в странах Восточной Азии (КНР, Тайване, Корее, Вьетнаме, Малайзии и др.) очень сильны

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Лекция 5 Культура Древнего Востока.doc

Лекция 5 Культура Древнего Востока.doc
Размер: 52 Кб

.

Пожаловаться на материал

Древний Восток включает в себя государства Азии и Африки, существовавшие со времен позднего неолита до эпохи промышленной революции. Материальная культура. Духовная культура.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Повреждения живота и органов брюшной полости. Сочетанные и множественные травмы. Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе

Дипломная работа. Объект исследования: пациенты с повреждением живота и органов брюшной полости, с сочетанными и множественными травмами.

Философско-социальные и медико-биологические проблемы гендера в ХХI веке

Социальный аспект межгендерных отношений на рубеже ХХI века приобрел черты скандала.

Финансовый менеджмент. Ответы к экзамену

Вопросы и ответы к комплексному экзамену по дисциплине «Финансовый менеджмент». Функции финансового менеджмента. Предпринимательский риск. Лизинг. Финансовая устойчивость Предприятие и финансы.

Немецкий врач и бактериолог Генрих Герман Роберт Кох

Роберт Кох был великим ученым. Сейчас заболевание туберкулез встречается очень часто, Роберт Кох выявил возбудителя этого заболевания, и лечение больных стало намного эффективнее.

Союз поселений Родовых поместий России

Союз поселений имел бы даже на начальном этапе ресурсы оказывать консультационную помощь по оформлению земли для людей, решивших организовать новые поселения. Юридическую помощь в защите интересов поселений.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok