Этапы развития культуры

Арендный блок

Лекция 3.

Этапы развития культуры

Критериев, по которым выделяют этапы развития культуры, в культурологии достаточно много.

1. Самая распространенная классификация – по цивилизационному критерию культура подразделяется на культуру Востока и культуру  Запада.

2. Историко-хронологический критерий выделяет первобытную культуру, культуру древнего мира, культуру средних веков, нового и новейшего времени,  современную культуру);

3. По критерию общественно-экономических формаций существует деление на культуру первобытнообщинного строя,  культуру рабовладельческого строя, феодального строя, капиталистического, коммунистического (социалистического).

Используя материально-технологический критерий, основанный на формационном подходе  К. Маркса и Ф. Энгельса, отметивших, что именно труд человека создал и выделил из животного мира, можно выделить три основных этапа существования человечества по технологическому критерию.

1. ПЕРВОБЫТНЫЙ

Условия существования человечества в естественной среде. Когда люди уже производят орудия труда, но еще не производят блага. Живут в условиях присваивающего хозяйства – берут готовое из природы. характеризуется использованием  рассеянной энергии мускульной силы человека и животных (дерево, древесный уголь, мускульная сила человека).

Культура. Человек не отделен от природы, следовательно его сознание также не расчленено и культура не расчленена на отдельные сферы.  Искусство, познание, воспитание, материальная сфера – все это одна сфера.  Человек не отделяет себя от природы и мира животных.  Отсутствует противопоставление человека всему остальному живому (да и неживому)  миру. Научное познание мира отсутствует полностью . Религия существует в форме анимизма. Отсутствует развития мифология, отсутствуют попытки построить какую-то систему знаний о мире, вообще отсутствует системный подход. Религия сводится к представлению о тотальной одушевленности всего мира.

Когда человек себя осознал человеком, он понял, что «Я» оно не сводится  к физической оболочке, есть еще что-то. Вот это «что-то» и называлось душа. Вывод, что душой наделен весь мир, частью которого является человек. Логика строится на том, что если есть идеальная составляющая (душа), то таковая есть и у остальных.Отсутствует письменность, следовательно очень ограничены возможность по накоплению и передаче знаний. Поэтому историческая память очень короткая и очень быстро мифологизируется. Членение времени идет по лунным циклам. Солнечный цикл интересен для земледельцев, на следующем этапе. Жизнь короткая – около 30-35 лет.

2. ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ (Древний мир и средние века). Переход к производству благ и созданию искусственной среды обитания.

Условия.

Человек больше не живет в естественной среде обитания, начинает жить в искусственной среде, внутри которой концентрирует вещество и энергию из естественной среды.

Этап характеризуется переходом к машинным технологиям. Использование машинных технологий обработки вещества, получения энергии, обработки, хранения и передачи информации. На этой стадии энергия концентрируется значительно больше. Человек переходит от использования дров  к использованию каменного угля (200 лет к нескольким миллионов лет). Человечество начинает использовать первичную энергию, не связанную с солнцем – ядерную энергию, энергию, которая сформировалась до его возникновения – из звезд первого поколения. На этой фазе – переход к использованию первичных сил природы.

Культура. Человек отделяется о естественной среды обитания, следовательно, возникает представление о его особости. Человек уже не мыслится как часть природы, а как некая особая величина, даже противостоящая природе. Мы создаем свою искусственную среду из естественной. Мы постоянно боремся с силами природы, часто враждебными, от которых хотим себя оградить. Природа начинает восприниматься как противостоящая и даже враждебная сила.  Мифологические культурные герои побеждают различных враждебных существ (пример античной мифологии).

Происходит качественный скачок в накоплении и передаче информации. Появляется письменность, а следовательно возможность накопления знаний, начинает постепенно происходить расчленение знаний на отдельные составляющие, появляются зачатки научного знания, появляются зачатки философии как системы взглядов на мир, отстоящих от религии, основы космогонии и космологии – попытки объяснить мир, его происхождение в системе. Космогония – учение о происхождении мира. Космос – порядок – противостоит хаосу – беспорядку и возникает из него. Человек начинает задумываться о том, как и в результате чего появился мир и человек. Космология – это учение о том, как мир устроен. Соответственно, возникновение неравенства среди людей, формирование классового общества способствует возникновению иерархии в духовном мире. Появляется  представление о богах как  высших сущностях, о том, что между этими богами существует иерархия, мифы о богах тесно связаны с мифами о происхождении и устройстве мира. Персонифицированные боги обычно являются воплощением каких-то природных стихий (солнца, воды, грома, земли), тесно связаны с реалиями жизни земледельца. При этом у разных народов различные боги, и религиозная система каждого народа относится только к нему – племенные культы, т. Е культы, принадлежность к которым определяется племенной принадлежностью. Соответственно племена, народы (на церковно-славянском языке – язЫки), такая система, соответственно, называется – язычество. Представитель другого племени в языческом мировоззрении  воспринимался зачастую даже  не как человек.

В основе язычества лежит обожествление сил природы, в общем языческие культы похожи и языческие божества у разных народов могут восприниматься как воплощение одних и тех же сущностей. Поэтому нет почвы для религиозных конфликтов.

Развитие представлений о мире ведет к появлению мысли о единстве человечества, о том, что есть люди вообще, национальная принадлежность не играет роли. Появляются универсальные (мировые) религии.  Первоначально эти представления появляются на Востоке примерно в 6 веке до н.э., когда появляется буддизм, в 1-2 веках – христианство, а в 7 веке ислам. Представление о единстве человечества – главная идея мировых религий (а не монотеизм).

Религия отделяется от философии.

Развитие мировоззрения на Западе и Востоке пошло по разному пути.

На Востоке не возникло монотеистического культа (идеи единого бога), философия поглотила религию. Развитие религиозного сознания привело к возникновению обезличенных сил, управляющих миром, людьми и богами. Буддизм вообще на религию с точки зрения западного человека мало похож, Будда – не бог, а человек, достигший просветления. Карма – не божество и не личность, а некий первичный закон природы. В китайской философии – дао, в греческой философии – фатум, случай.

На Западе  появляется представление о едином божестве, создателе всего мира и всех людей. Бог – это сверхличность, является носителем всех положительных качеств и выполняет функцию посмертного судьи всех людей, именно Бог определяет воздаяние (овцы направо, козлищи – налево). При этом на Западе происходит жесткое закрепление догматических норм: раз Бог один, истинное учение может быть только одно. Вырабатывается единая догматика, единая мифология. И любые отклонения от догматики (ересь) воспринимаются как идеологическое преступление. Таким образом, возникают основы для религиозной вражды. (Наша вера единственно правильная, а те, кто не правильно верит, является врагом).

Появляются зачатки научных знаний, которые не являются системными и имеют прикладной характер.

Первые попытки построения системы научных знаний были сделаны в средние века на Западе. Однако, в результате произошел отрыв теоретического знания от прикладного и формирование  самодостаточной схоластики, которая вообще не интересовалась реальным миром.

На Востоке появления системного знания вообще не произошло, а осталось на прикладном уровне.

3. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ (Новое  и новейшее время) с середины 17 века.

Начинает создаваться система научных знаний.

Мы живем в самом начале этой стадии, в искусственной среде. Но еще больше удаляемся от естественной среды, напрямую – не взаимодействуем, через посредство машины.

Если раньше мы получали пищу непосредственно от животных, растений, то сейчас через посредника в виде машины. Без электричества ничего не производится и не получается. Человек максимально отдалятся от природы. Выстраивать свою среду обитания без машины человеку весьма проблематично.

Переход к индустриальной стадии связан с научным техническим прогрессом, а следовательно, формированием системы научных знаний. Наука должна стать системой. Происходит это в первую очередь  на Западе в силу того, что там системный подход восторжествовал раньше. Восток включается в эту технологическую трансформацию позже, только в 20 веке.

Естественно, это отражается на культуре.

Происходит расчленение единого пространства культуры на отдельные сферы: искусство, наука, философия, религия,

Начинаются попытки осмысления мира на основе науки.

Соответственно, независимое развитие философии и науки приводит к возникновению сомнений в истинности религии. Наука изначально строится на отрицании божественного вмешательства. (Дело не в вере конкретного ученого). Научное познание мира не включает в себя религию. Все, что не укладывается в логику, факты, опыты, математический анализ, в научную картину мира не входит. (Верую, ибо абсурдно – Тертуллиан). В науке даже базовые истины требуют проверки экспериментальным путем. На веру не принимается ничего. Наука – это опыты.

Отделение искусства от религии способствовало возникновению проблемы функции искусства в обществе – зачем оно вообще нужно?

Утилитарная функция (украшать) присутствовала всегда.  Вопрос в фундаментальной функции – зачем нужна картина, если она не закрывает дырку на обоях.

В 19-20 веках возникает две тенденции.

1 подход.  Функция искусства заключается в том, что это своеобразная форма познания мира и инструмент совершенствования человека и мира.

2 подход.  Искусство  - форма самовыражения свободной личности, ценная сама по себе, без какой либо связи с окружающим миром – теория чистого искусства.

Первый подход связан с философией эпохи Просвещения и с представлением  о цели бытия человека, заключающийся в познании самого себя, в познании и совершенствовании мира. Человек существует для того, чтобы непрерывно совершенствовать себя и окружающий мир. Это представление неразрывно связано с представлением о научно-техническом прогрессе.  Фундаментальное свойство разума – стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Второй подход связан с представлением о цели бытия человека, обозначаемым как стремление к наслаждению и удовлетворению своих потребностей. Эта концепция начинает доминировать во второй половине 20 века в период формирования т.н. общества потребления. Человек является животным типа хордовых, класса млекопитающих, отряда приматов, как и всякое животное, стремится к удовлетворению своих потребностей и получению удовольствий.

Два эти подхода противопоставляются.

Конец 20-начало 21 века характеризуется доминированием второго направления, что проявляется в коммерциализации искусства, разделении искусства на массовый и люксовый сегмент по аналогии с рынками других товаров.

В результате появляется концепция «массового» и «элитарного» искусства.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Лекция 3 Этапы развития культуры.doc

Лекция 3 Этапы развития культуры.doc
Размер: 43 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Критериев, по которым выделяют этапы развития культуры, в культурологии достаточно много. Отделение искусства от религии способствовало возникновению проблемы функции искусства в обществе.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Анализ страхового мошенничества

Страхование – система защиты материальных интересов. Страхование – это стратегический сектор экономики.

Тест по психологии

опоставление трактовки характера Катерины Измайловой в произведениях Лескова и Шостаковича

Зачётное Эссе По предмету: «История Русской Литературы»

Процесс внутригрупповой идентификации

Этапы развития межгрупповых отношений. Обмен социально-психологическими отношениями. Регуляция. Персональный уровень разрешения конфликта. Социоцентризм.

Лекарственные средства, влияющие на адренергические синапсы

Строение адренергического синапса. Лекарственные средства, стимулирующие адренергическую передачу.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok