Культура античного мира

Территория рекламы

Лекция 7. Культура античного мира

Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XV в. для обозначения культуры древних Греции и Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций древнего мира.

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.

ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Античная культура отличается космологичностью. Космос противостоит Хаосу своим совершенством и упорядоченностью, своей красотой. Сама по себе красота заключена в природе, поэтому подражать ей следовало всем без исключения художникам. Так складывались эстетические категории, тесно связанные между собой, исходящие из космологичности мышления н пронизывающие всю античную культуру, все искусство: красота, гармония, мера.

Красота, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире. Красота в понимании древних греков есть соразмерность, органичность, гармоничность.

Прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Это положение определяет «телесный» характер культуры Древней Греции. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами: ловкость, сила были необходимы для защитника отечества, т. е. для военных целей.

В античной культуре появляется антропоцентризм. Лучшее определение антропоцентризма заключено в словах Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком. Сопоставление макрокосма — Вселенной и микрокосма — человека предполагало гармонию существования. Поэтому для античной культуры был свойственен поиск «пропорции связи вещей», математических законов красоты и гармонии, поиск идеала человеческого тела и духа. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего выявились идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры, установлены правила пропорционального соотношения его частей.

Черты культуры, характерные для античной Греции

Мера — исходный принцип существования чего-либо определенного. По словам Демокрита, «прекрасное есть надлежащая мера во всем». Понятие меры должно быть присуще не только людям, занимающимся искусством, но и политикам и философам.

Как основная черта бытия особо выделялось понятие гармонии как выражения чувства меры, единства в многообразии, как «внутренняя природа вещей». Мера есть наивысшее выражение гармонии. Образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония общества и человека.

Общим в культуре античной Греции была состязательность. Эта черта была порождена полисным характером культуры. Состязательность характеризует все сферы жизни.

Состязательный характер античной культуры проявляется и в таких ее чертах, как праздничность, зрелищность, красочность. Праздники сопровождали все состязания и сельскохозяйственные работы и являлись неотъемлемой частью социальной жизни древних греков.

Доминирующий настрой античной культуры принято называть "агональным". Агон - греческое слово, означавшее состязание. Состязательность была органически свойственна греческому характеру. Любовь к честной борьбе, "игре по правилам" пронизывала частную и публичную жизнь. Неудивительно, что именно Греция стала родиной Олимпийского движения. Во время проведения олимпийских игр прекращались военные и политические распри, откладывались суды и приведение в исполнение смертных приговоров. Никто из спортсменов-олимпиоников не искал выгоды в спорте. Слава спортсмена была результатом столь же бескорыстного и самоотверженного подвига, как слава воина, защитившего родной город

Фатум, рок, вера в судьбу – это еще одна особенность мировоззрения древних греков, проявляющаяся в мифологии, литературе, драматургии.

Духовная культура

Культура Древней Греции

Критская культура

Микенская культура

Гомеровский период – темные века древнегреческой культуры.

От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была бесписьменная культура, существовавшая в XI— IX веках до н. э. Единственным источником по этой эпохе могут служить поэмы Гомера (поэтому и период – гомеровский). Но поскольку это литературные произведения на мифологической основе – восстановить по ним культурные достижения периода весьма проблематично.

Гораздо больше ученые знают о культуре архаического периода.

Культура архаической эпохи

Классический период

Эллинистический период

Культура древнего Рима

Литература

Скульптура

Живопись

Меценаты и завоеватели

Религия

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Лекция 6.docx

Лекция 6.docx
Размер: 73.7 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Культура Древней Греции. Критская культура. Микенская культура. Гомеровский период. Культура архаической эпохи. Классический период. Культура древнего Рима. Архитектура. Просвещение и наука.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Фінансово-кредитна система

Суть фінансів та їх роль у ринковій економіці. Державний бюджет і бюджетний дефіцит. Податки і податкова система. Фіскальна політика. Сутність кредиту та його роль в економіці

Инструкция для организатора в аудитории ЕГЭ

Расчет земляных работ при устройстве траншеи

Расчет земляных работ при устройстве траншеи. Определяем ширину откоса, размеры траншеи. Трудозатраты и машино смен на земляные работы.

Мифология, религия, философия - основные формы теоретического мышления

Эти три формы теоретического мышления никогда не существовали и не существуют в «чистом» виде. Элементы мифологии, религии, философии по-разному представлены в сознании любого человека.

Стратегия социально-экономического развития городского округа

городского округа Целью разработки Стратегии является определение долгосрочных стратегических направлений, целей и приоритетов, сбалансированных сценариев развития экономики и социальной сферы

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok