Витражи

Территория рекламы

ВИТРАЖ

(от лат. vitrum – стекло), произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

Предполагается, что витражи были известны еще в Древнем Египте и Древнем Риме. В раннехристианских базиликах 5–6 вв. окна заполнялись прозрачными плитками алебастра и селенита. Расцвет искусства витража пришелся на Средние века. В основном витражные окна из вырезанных по контуру цветных фрагментов стекла, скрепленных свинцовыми переплетами, использовались в церковном зодчестве, хотя иногда появлялись и в жилых зданиях, особенно начиная с эпохи Возрождения. Витражи продолжали создаваться и в 19 в., а в 20 в. это искусство пережило новый расцвет в церковной и светской архитектуре.

Вероятно, средневековые стекольщики научились делать цветную стеклянную массу, окрашивавшуюся в процессе плавления, в 9 в., переняв опыт восточных ремесленников, где мастерство окраски стекла имело уже долгую традицию. Первое письменное упоминание о настоящих витражах содержится в рукописи 10 в., в которой говорится об их использовании для украшения собора в Реймсе во время его перестройки в 969–988. Самые ранние из сохранившихся витражей – несколько изображений пророков из собора в Аугсбурге (Германия), датирующиеся 11 в., а также окно с композицией Вознесение из собора Ле Ман (Франция), относящиеся к тому же времени.

Витражи 12 в. гораздо более многочисленны. Лучшие из английских образцов, созданных в этом столетии, находятся в соборе Кентербери. На них представлены предки Христа (ок. 1180). Прекрасные витражные окна 12 в. сохранились в Шартрском соборе во Франции, здесь на знаменитом западном окне, получившем название La belle Verriиre (прекрасный витраж), изображено Древо Иессеево с предками Христа на ветвях и Богоматерь с Младенцем. В витражах 12 в., сохранившихся также в Анжере, Сен-Дени, Шалон-сюр-Марн, Бурже, Страсбурге и Пуатье, чувствуется характерная для романского искусства условность композиции, но меньшая строгость, чем в более ранних произведениях.

В конце романской эпохи витражные окна стали составлять из серии композиций на библейские сюжеты, связанных между собой по смыслу, но отделенных друг от друга перегородками. Увеличилось количество разнообразных живописных деталей, лицам персонажей стали придавать характерные выражения: черты лица рисовали гризайлью – коричневато-серой глазурью, которая в печи для обжига вплавлялась в кусочки светлого стекла, сделанные в форме голов и рук. В то же время в фонах витражей стали изображать различные второстепенные эпизоды. В результате получались композиции, напоминавшие позднеготические гобелены, с их многослойными и многоплановыми композициями. Знаменитые круглые окна – готические «розы», помещавшиеся в центральной части фасадов соборов (например, в соборе Парижской Богоматери, соборах в Реймсе и в Шартре), представляют собой образцы чисто декоративных композиций 13 в. Эти круглые витражные окна имели очень сложную, но ясную и согласованную структуру. Рисунок их переплетов, симметричный и абстрактный, состоит из геометрических фигур и изогнутых линий, исходящих из центра-розетки. Эти творения средневековых ремесленников по красоте близки к произведениям ювелирного искусства.

Готические витражи изготовлялись по всей Европе. Прекрасные образцы произведений этой эпохи сохранились в Кентербери и Линкольне в Англии; в Шартре и Руане во Франции; в Кёльне и Марбурге в Германии. В дворцовой капелле Людовика XI Сент Шапель (начата в 1244, Париж) простенки между окнами верхнего этажа настолько тонки, что кажется, будто ее стены целиком состоят из витражей.

В середине 14 в. наступила реакция на пышность стиля предыдущего столетия. Первое время запрет на изготовление витражей, содержавшийся в специальных эдиктах цистерцианского и францисканского орденов, имел силу и за пределами этих братств. Кроме того, из-за свирепствовавшей по всей Европе чумы прервалась ремесленная традиция, сильно сократилось число мастеров, коммерческое процветание городов, обеспечивавших строительство крупных соборов, было подорвано. Окна стали делать из чистого стекла в форме ромбов. Единственный вид украшения, который продолжал использоваться, – гризайльные контурные рисунки, наносившиеся глазурью темных цветов и вплавлявшиеся в белое стекло. Цветное стекло использовалось лишь в маленьких круглых окнах или отдельных сценках.

В начале 14 в. желтое стекло стали получать путем нанесения на поверхность белого стекла раствора нитрата серебра, вместо того чтобы окрашивать всю стеклянную массу, как это делалось прежде. Еще раньше тот же раствор придумали наносить на синее стекло, получая таким образом великолепный зеленый цвет. Однако в конце 14 в. желтый был чуть ли не единственным цветом, использовавшимся для украшения окон наряду с росписью гризайлью. Поскольку раствор наносился на белое стекло, цвет мог варьироваться от бледно-лимонного до ярко-оранжевого. Обрамлением для композиций, выполненных в технике гризайли, могли служить резные каменные кивории. Сначала они были очень простыми и состояли из колонн и арок, а впоследствии к концу 15 в. приобрели замысловатые и вычурные формы.

В 15 в. сказался упадок искусства витража в предыдущем столетии: сильно снизились технические навыки и качество живописи, несмотря на то, что снова появилась полихромия. Витражи собора в Экзетере и знаменитое Окно пяти сестер в соборе Йорка демонстрируют тенденцию к использованию гризайльного рисунка для разработки фона. Художники, работавшие в каждой стране, как правило, имели учеников, которые продолжали ремесленные традиции мастерской, и можно говорить о существовании различных национальных школ в этом виде живописного искусства. Лучшие английские мастера работали в Йорке, Ковентри, Уинчестере, Оксфорде, Уэльсе, Линкольне, Норвиче и Вестминстере. Начиная с 15 в. много замечательных витражей было создано в английских приходских церквах, находившихся недалеко от упомянутых центров.

Очень эффектны геральдические композиции, выполненные в технике витража, распространившиеся с 15 в. Их предшественником можно считать витраж 13 в. из апсиды собора Вестминстерского аббатства с изображением трех простых щитов. Использование геральдических мотивов, без сомнения, было продиктовано желанием указать на происхождение заказчика или увековечить память человека, похороненного в данном храме. В Англии, Голландии и особенно в Швейцарии искусство витражных геральдических композиций достигло высочайшего уровня. Изображения на поле герба наносились разными цветами на стекло и процарапывались, свинцовые перемычки между стеклами различных тонов уже почти не использовались.

В конце 15 – начале 16 в. многие мастера переехали из Нидерландов в Лондон. Они привезли в Англию свой стиль, сформировавшийся в Нидерландах, Франции и Германии. В основе его лежит соединение северных традиций с приемами живописи итальянского Ренессанса, такими, например, как использование перспективы. В композиции витражей произошли большие изменения: теперь витраж понимался как вид из окна и строился как ренессансная картина. В Англии наиболее совершенный образец этого стиля – окна капеллы короля Генриха VII в Вестминстере, созданные нидерландским мастером Бернардом Флауэром, поступившим на королевскую службу в 1505. Другой комплекс витражей, вероятно, выполненных тем же мастером, находится в церкви Фэрфорда в Глостершире. Во Франции лучшие образцы данного стиля находятся в Руанском соборе. Сохранились также замечательные витражи в соборах Антверпена, Брюсселя, Льежа и Амстердама. В конце 16 в. были закончены знаменитые витражи собора в Гауде, созданные братьями Дирком и Воутером Крабетами и их учениками.

В Германии, особенно в Кёльне, и в Италии значительно больше была распространена роспись по стеклу. Большая школа возникла в Милане в связи со строительством собора. Среди работ, выполненных мастерами этой школы, особенно выделяются произведения Кристофоро де Мотти и Никколо да Варалло. Другой итальянский мастер живописи по стеклу, Гульельмо де Марчиллат, работал в Ареццо, Риме и Кортоне

Росписи по стеклу, созданные в это время, оказались не столь долговечными, как более древние витражи, составленные из кусочков цветного стекла. Только в Швейцарии произведения расписного стекла сохранились достаточно хорошо, в основном это небольшие окна жилых домов. Причина плохой сохранности большинства расписных окон заключается в том, что цветная глазурь и стекло, на которое она наносилась, претерпевали различные изменения (сжатия и расширения) при смене температур, поэтому глазурь со временем трескалась и осыпалась.

В 17, 18 и 19 вв. искусство живописи по стеклу продолжало существовать, однако произведения этого времени не представляют особого интереса. В конце 19 в. в Англии художник У.Моррис возглавил движение за возрождение английского готического витража. К нему присоединились англичанин Э.Бёрн-Джонс и француз Э.Виолле-ле-Дюк; оба создали несколько очень изящных произведений из цветного стекла.

В Америке в конце 19 в. строилось много новых церквей; часто это были здания, выполненные в псевдоготическом стиле, со стеклянными окнами, напоминающими витражи. Замечательными мастерами этого вида искусства были Чарлз и Льюис Тиффани, Джон Ла Фарж, Чарлз Дж. Конник, Фредерик Коул, Клемент Хитон и Джоэл Николас.

Восстановление церквей и соборов, разрушенных в Европе во время войн нашего столетия, привлекло общественное внимание к необходимости создания новых витражей. Во многих случаях вместо утраченных фрагментов вставлялись панели современного образца, созданные по новым рисункам и технологиям. Самые поразительные результаты были достигнуты во Франции, где в обновлении витражей участвовали такие знаменитые художники, как Жорж Руо, Жан Люрса, Фернан Леже, Ханс Арп, Жорж Брак и Анри Матисс. В Англии замечательные расписные окна были созданы Лоренсом Ли, Джеффри Кларком и Кейт Нью для украшения нефа нового собора в Ковентри.

В современных витражах используется цветное и бесцветное стекло, литое стекло, толстое колотое стекло, цветные зеркала, а также различные виды обработки: роспись, травление, гравирование, пескоструйная обработка. Литому и прессованному стеклу придается разнообразная фактура и разная степень прозрачности.Витражи Санкт-Петербурга

Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах, так как российские придворные заводы в этот период ещё не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже . Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 года «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей . Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.Середина XIX века

До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером.. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века. Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.

Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России

Витражи Императорского стеклянного завода

Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции. Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года, когда ИСЗ как самостоятельное предприятие прекратил свое существование

Витражи периода эклектики[

Тем временем в русской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода.

Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа. В 1860-е годы среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (18221888). Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована в первую очередь на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, МосквыБерлинаЛондонаМюнхенаТурку. Витражи Сверчкова сохранились в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных его работ — фигуративные витражи в конференц-зале С.-Петербургской Академии художеств. Они сохранились в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации.

Конец XIX — начало XX века

В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 18801910-х годов достигло необычайного расцвета в странах Европы,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F" \o "Англия" Англиии Америке. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки,декорирования. Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширмзеркалмузыкальных инструментовювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых формВиды современных витражей

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж

Купол из витража в «Октогон Загреб»,Хорватия.

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Спечной витраж (фьюзинг)

Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж

Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Травленый витраж

Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Паечный витраж

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Комбинированный витраж

Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон

Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Узор «Мороз»

Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Нацвет

Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Травление

Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление

Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится. Обозначения оправы Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль — профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

Рюмочная плитка

Рюмочная плитка — специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Транспарант

Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Эрклез

Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Бендинг

Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Шебеке (панджара)

Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Контурный заливной витраж

Контурный заливной витраж - на лист стекла наносится изображение акриловыми полимерами. 1-й этап - нанесение контура: имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект. 2-й этап - заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных эффектов.

классификация витражей

В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

Классический (наборный или мозаичный) витраж  — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).

Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.

Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Пескоструйный витраж

Спечной витраж (фьюзинг)

Травленый витраж

Литой витраж — Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

Имитация витража:

Контурный заливной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Витражи для Юли.docx

Витражи для Юли.docx
Размер: 46.4 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Назначение витражей разнообразно. В конце романской эпохи витражные окна стали составлять из серии композиций на библейские сюжеты. В современных витражах используется цветное и бесцветное стекло

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Пищевая добавка, содержащая комплекс морских липидов

В чем секрет интереса к морским продуктам? Чем полезен рыбий жир? С чем связан дефицит жирных кислот Омега-3 в питании? Гербалайфлайн — комплекс жидких липидов морского происхождения

Соглашение участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома

Право. Теория

Норма права, структура нормы права, система права, институт права, юридическая ответственность, принципы юридической ответственности. Конституция Российской Федерации, структура Конституции РФ. Избирательное право. Субъекты гражданского права. Индивидуальный предприниматель. Брачный возраст

Исследование характеристик электрических схем в режиме Probe

Домашнее задание. Цель работы: приобретение навыков исследования характеристик электрических схем в режиме Probe.

Эмпиема плевры. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника, диагностика. Лечение

Острая эмпиема плевры Классификация эмпием Основные этапы развития Военно-медицинской академии. Исторический вклад ученых академии в развитие терапии. Видные представители терапевтической школы академии. А.С.Коротков, СП. Боткин, Н.С.Молчанов и другие.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok