Этнопсихологические представления в древности, в средневековье и в эпоху Просвещения

Территория рекламы

Начиная с Геродота (490 — 425 гг. до н.э.), ученые и литераторы Древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев и привычек. Считалось, что это могло облегчить отношения и контакты с соседями, помогало понять их замыслы и намерения, особенности поведения, поступки. Много веков спустя сложилась традиция использования такого рода описаний в политических целях, что хорошо показано в труде византийского императора Константина Багрянородного «Об Управлении империей» (IX в.). Констатируя различия в культуре и традициях, внешнем облике племен и народностей, сначала древнегреческие мыслители, а потом и ученые других государств предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ (ок. 460—370 гг. до н.э.), например, физическое и психологическое своеобразие разных народов объяснял спецификой их географического положения и климатических условий. «Формы поведения людей и их нравы, — считал он, — отражают природу страны». Предположение о том, что южный и северный климат неодинаково влияют на организм, а следовательно, и на психику человека, допускал и Демокрит.

Более зрелые, на наш взгляд, мысли значительно позже высказывал по этому поводу К. Гельвеции (1715 — 1771) — французский философ, впервые давший диалектический анализ ощущений и мышления, показавший роль среды в их формировании.

Широкое распространение в науке того времени получило географическое направление, суть которого заключалась в признании климатических и других природных условий в качестве главного, определяющего фактора развития человеческого общества, т. е. в неправомерном преувеличении роли географической среды в жизни народов. Из наиболее видных представителей этого направления глубже других подходил к рассмотрению проблем этнической психологии Ш.Монтескье (1689—1755) — французский мыслитель, философ, правовед, историк. Поддерживая появившуюся в то время теорию о всеобщем характере движения материи и изменчивости материального мира, он рассматривал общество как социальный организм, имеющий свои закономерности, которые концентрированно выражаются в общем духе нации.

Английский философ, историк и экономист Д. Юм (1711 — 1776) написал большую работу «О национальных характерах» (1769), в которой в общей форме выразил свои взгляды на национальную психологию. Среди источников, ее формирующих, определяющими он считал социальные (моральные) факторы, к которым относил в основном обстоятельства социально-политического развития общества: формы правления, социальные перевороты, изобилие или нужду населения, положение этнической общности, отношения с соседями и т.д.

Большую роль в становлении устойчивых научных этнопсихологических представлений сыграл Г. Гегель (1770—1831) — немецкий философ, создатель объективно-идеалистической диалектики.

Дух народа, по мнению Гегеля, во-первых, имел некоторую определенность, являвшуюся следствием конкретного развития мирового духа, во-вторых, выполнял определенные функции, порождая у каждого этноса свой мир, свою культуру, религию, обычаи, определяя тем самым своеобразные государственное устройство, законы и поведение людей, их судьбу и историю.

Значительно больший интерес к проблеме национальной психологии стал проявляться в эпоху капитализма, с возникновением и развитием которого связаны открытие неизвестных ранее стран, новых морских путей, политика колониальных войн, грабежами, порабощения народов целых континентов, образованием мирового рынка, ломка прежних национальных перегородок, когда на смену старой национальной замкнутости пришли всестороняя связь и известная зависимость одних государств от других.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Etnopsikhologia.doc

Etnopsikhologia.doc
Размер: 506 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Организационно-педагогическое описание учебного курса «Этнопсихология». Этнопсихология как наука, ее предмет и задачи. Возникновение и развитие этнопсихологии за рубежом. История развития отечественной этнопсихологической мысли. Психологическая характеристика этнических общностей. Человек и группа в культурах и этносах. Методология и методы изучения этнопсихологических явлений. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Адаптация к новой культурной среде. Национально-психологические особенности представителей славянских народов. Этнопсихологические аспекты межличностного и делового общения. Этнические конфликты, причины и урегулирование.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Этнопсихология

Организационно-педагогическое описание учебного курса «Этнопсихология». Этнопсихология как наука, ее предмет и задачи. Возникновение и развитие этнопсихологии за рубежом. История развития отечественной этнопсихологической мысли. Психологическая характеристика этнических общностей. Человек и группа в культурах и этносах. Методология и методы изучения этнопсихологических явлений. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Адаптация к новой культурной среде. Национально-психологические особенности представителей славянских народов. Этнопсихологические аспекты межличностного и делового общения. Этнические конфликты, причины и урегулирование.

К данному материалу относятся разделы:

Предмет этнической психологии

Задачи этнической психологии

Этнопсихологические представления в древности, в средневековье и в эпоху Просвещения

Теории и школы в зарубежной психологии

Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России

Развитие этнической психологии в России в XX веке

Человечество, этнос, нация

Психологическая основа нации

Этническая социализация и культурная трансмиссия

Личность как носитель этнопсихологических особенностей народа

Группа как носитель этнопсихологических характеристик

Общая методология этнической психологической науки

Специальная методология этнической психологии

Содержание психологии нации

Динамическая сторона психологии нации

Специфика межэтнического взаимодействия

Этническая идентичность

Этнические установки и стереотипы

Этноцентризм и национализм

Психологическая аккультурация

Понятие «культурный шок»

Общая характеристика представителей славянских национальностей

Национально-психологические особенности русских, белорусов, украинцев

Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры

Особенности невербальной межкультурной коммуникации в деловом общении

Классификация этнических конфликтов

Предпосылки возникновения этнических конфликтов

Урегулирование этнических конфликтов

Похожие материалы:

Основные умения школьников при обучении праву

Понятия «умение» и «навык» и их роль в развивающем обучении. Группы и виды умений и навыков, способы их классификации. Методика формирования умений. Учебник права. Учебная литература по праву. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Учебно-методический комплекс дисциплины Гражданский  процесс

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция»

Транспортные нагрузки населенных пунктов

Практическая работа Цель работы: Оценка загруженности участка улицы автомобильным транспортом в зависимости от его видов .

Организация здравоохранения и общественное здоровье (ОЗиЗО)

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Технология туроператорской и турагентской деятельности»

Понятие туристского рынка. Дайте опредление терминам «туроператор», «турагент», «турист» Сущность туроператорской деятельности. Роль туроператора в составлении тура. Классификация и функции туроператоров