Особенности культуры эпохи Возрождения. Основные достижения и культурные памятники

Территория рекламы

Возрождение поднимает ценности античности, возвращает антропоцентризм, гуманизм, гармонию между природой и человеком.

Деятели этой поры были многогранными личностями и проявили себя в разных областях.

Поэт Франческо Петрарка, писатель Джованні Боккаччо, Піко Делла Мірандола, художник Сандро Ботичелли, Рафаэль Санті, скульптор Мікеланджело Буонарроті, Леонардо ДА Винчи создавали художественную культуру Возрождения, описывали человека, которая верит в свои силы.

Как культурное явление идеи ренессанса распространились по всей Европе и добрались к Украине, Грузии, Армении.

Противоречие Возрождения отразились как в личностях, так и в самых общественных отношениях.

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному.

Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии.

Крупнейшие ученые эпохи Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

С Возрождения начинается эпоха становления современной науки, прежде всего развитие природного знания. Своеобразными источниками научного процесса эпохи Возрождения были, во-первых, античная культура, философия, идеи античных материалистов - натурфилософов, а во-вторых, восточная философия, которая в XII - XVIII столетиях обогатила Западную Европу знаниями в природной сфере.

Основные особенности культуры эпохи Возрождения

Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у деятелей Возрождения. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с ХУ111в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры берут начало в самой культуре. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas (в переводе с латинского – человеческая природа, человеческое достоинство).Можно спорить о том, является ли Возрождение мировым феноменом или это культурный феномен присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других народов.Основными чертами культуры Возрождения являются:

Антропоцентризм

Гуманизм

Модификация средневековой христианской традиции

Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии

Новое отношение к миру

Названные черты тесно между собой связаны и их стоит рассматривать все вместе.С определение основных черт связана и хронология эпохи итальянского возрождения (ренессанса). Время, в которое указанные черты только едва проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс) или в обозначении столетий – дученто (Х111 в.) и треченто (Х1У в.) Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто – ХУ в.) Время ставшее расцветом идей и принципов Возрождения, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким возрождением (чинквеченто – ХУ1 в.)С чем связана ориентация на человека в культуре Возрождения. Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие простого товарно-денежного хозяйства. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия была городская культура. Города Италии славились разнообразными ремеслами и в тоже время были крупными торговыми транзитными городами. Поскольку Средиземное море было средоточием торговых путей, от этого почти все жители получали выгоду. Особенно в этом помогли как ни странно крестовые походы, решающим для Венеции стал 1У крестовый поход, завершившийся разграбление Константинополя.Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества. Во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность.Что стояло за обращением к античности? Почему так часто объектом исследования мыслителей и художников становились учения Платона и Плотина? Почему античное искусство так притягивало внимание художников. Новое мироощущение человека, определенный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступала античность. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается утвердить материальный мир, но у него много общего с культом универсальной и самостоятельной личности. В результате мир. В котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек предстает личностью, стремящейся абсолютизировать, осуществить себя в своем гордом индивидуализме.Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из творческих задач людей эпохи возрождения. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен богом. А что лучше всего может помочь ему как ни собственные чувства. Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев, не знает равных. Пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер.Ощущение человеком трагичности своего существования. В эту эпоху совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека. Христианское сознание греховности этого мира и христианская жажда искупления плюс теургическое задание художникам.Историческое значение эпохи возрождения связывают с идеологией и художественной практикой гуманизма, провозгласившего величие и достоинство человека, его красоту и совершенство, и утвердившего незыблемость прав человека на счастливую жизнь, творческую деятельность. Гуманисты подчеркнули самоценность человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они видели его предназначение в активном созидательном действии, познании и преобразовании, в украшении своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел.Эпоха Возрождения – беспокойное время, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты.Кроме Итальянского Возрождения следует поговорить и о Северном, отразившемся, прежде всего, на культуре Нидерландов и Германии. Здесь также экономический фактор сыграл не малую роль. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Влияние античности здесь менее заметно, северное возрождение больше связано с реформацией. Лидирующим видом искусств была живопись.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

МХК.docx

МХК.docx
Размер: 245.1 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Понятие культуры. Материальная и духовная культуры. Культура в первобытнообщинном обществе. Художественная культура. Культура Египта, Месопотамии, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Рима. Кельтская культура. Средневековая Европа. Византия. Арабо-мусульманская культура. Возрождение. Эпоха Реформации и культура Просвещения.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Мировая художественная культура

Понятие культуры. Материальная и духовная культуры. Культура в первобытнообщинном обществе. Художественная культура. Культура Египта, Месопотамии, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Рима. Кельтская культура. Средневековая Европа. Византия. Арабо-мусульманская культура. Возрождение. Эпоха Реформации и культура Просвещения.

К данному материалу относятся разделы:

Понятие культуры (функции и задачи культуры, понятие материальной и духовной культурой, культурные стили, понятие художественного образа, основные виды и жанры искусства и т. д.)

Культура в первобытнообщинном обществе (материальная и духовная культура, наскальная живопись, скульптура и др.)

Культура Египта (особенности религии, представления о мире и о человеке, основные культурные достижения и памятники)

Культура Месопотамии (религиозные представления, пантеон богов, представление о человеке, наиболее значимые события и достижения и ДР.)

Особенности культуры Древнего Китая

Культура Древней Индии

Культура Древней Греции (периодизация, краткая характеристика каждого периода, представление о человеке и о космосе, достижения древнегреческой культуры)

Религия, быт и искусство этрусков

Культура Древнего Рима (основные достижения и памятники культуры)

Особенности кельтской культуры

Средневековая модель мира и особенности культурного пространства средневековой Европы

Культура Византии

Особенности культуры арабо-мусульманского Востока

Особенности культуры эпохи Возрождения. Основные достижения и культурные памятники

Эпоха Реформации и культура Просвещения на европейском пространстве

Похожие материалы:

Заявление о заключении договора обязательного страхованиягражданской ответственности владельцевтранспортного средства

Вопросы по истории казахстана

Алгоритм работы с Н-НН в суффиксе слова

Причастия, деепричастия, гласная перед н-нн. Сложные случаи написания н - нн. Краткая форма. Прилагательные

Ангиология

Ответы на тесты по ангиологии. Предмет Ангиология изучает кровеносные и лимфатические сосуды, сердце, кровоснабжение..

Гражданское право

Предмет российского гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Гражданско-правовые нормативные акты, действие закона. Правоспособность юридического лица. Хозяйственные общества. Имущество. Сделки, сроки, исковая давность, представительство в гражданском праве. Венская конвенция. Осуществление гражданских прав. Право собственности, гражданско-правовые договора, понятие договора купли-продажи. Договоры и его виды.