Эпоха Реформации и культура Просвещения на европейском пространстве

Территория рекламы

Идеи возрождения и гуманизма предопределили эпоху Реформации, которые выразились в новом взгляде на отношении человека к Богу, новой картине мира и новом типе трудовой этики.Возрождение в Германии неразрывно связанно с явлением Реформации - движение за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяческих неверных положений, неизбежных примноговековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию Мартин Лютер (1483 - 1546), доктор богословия и монах авгу- стинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что придти к Богу можно без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Лютер первым перевел немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвин- гли (1484-1531). В 1523г. Он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Жан Кальвин (1509-1562) создатель наиболее последовательного реформационного движения. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к спасению или гибели. Это предопределение необратимо и непостижимо; показателем того, что человек на правильном пути, что он «избранник божий» является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Реформация победила в Швейцарии в 40-е г. XVI в. и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.

Рационализм и Просвещение

Западная Европа в XVII в. внешне казалась спокойной. В то же время этот век был судьбоносным и поворотным. Он стал столетием, определившим путь развития Европы по дороге научно-технического прогресса и роль в нем художественной культуры. Во многих странах сложилось некое равновесие между уходящим феодализмом и развивающимся капитализмом, который оказывал пока еще слабое влияние на общественную жизнь. Это был век, наполненный противоположностями. Абсолютная и ограниченная монархии буржуазная республика, католицизм и протестантство гуманизм и буржуазный индивидуализм оказывали свое влияние на науку и искусство, все больше приобретавших преобразовательный характер. Вслед за Италией национальные культуры возникают в других странах.Так, Париж превращается в общепризнанный центр культуры, а Европа становится континентом, на котором начали зарождаться элементы мировой культуры. Могущественные государства Западной Европы начинают диктовать свои правила экономического, социально-политического и культурного общежития. Мир облетает девиз Ф. Бэкона; «Знание - сила!».С середины XVI столетия в странах Европы развивается стиль барокко, наложивший отпечаток на все виды искусства, особенности научной и философской мысли, на различные стороны жизни и быта. Тесно связанный с придворно-аристократическими и церковными кругами стиль барокко был призван для прославления их могущества. В то же время в нем нашел косвенное отражение антифеодальный протест, связанный с бюргерством и народными движениями, вносившими в барокко подчас струю демократических бунтарских устремлений. Для этого стиля характерны грандиозность, пышность, динамика, пристрастия к эффектным зрелищам, совмещению реального и иллюзорного, контрасту масштабов и ритмов, светов и тени, отсутствие прямых линий. В Италии, на родине барокко, этот стиль проявился в живописи А. Корреджо, М. Караваджо, в архитектуре и скульптуре Л. Бернини, в Нидерландах - в живописи П. Рубенса, А. ван Дейка, в Испании - в реалистической живописи Х. де Реберы и Ф. Сурбарана.Внутри видов искусства идет процесс дифференциации, изменяются существующие и возникают новые его жанры. В музыке рождается опера, появляются кантаты и оратории. В живописи самостоятельными жанрами становится пейзаж и психологический портрет, возникает натюрморт. Настоящий расцвет переживал европейский театр (во Франции работали блестящие драматурги - Корнель, Расин, Мольер).Два события потрясли Европу в XVII в. - Английская буржуазная революция, положившая начало новой эпохе - новому времени, и 30- летняя война, в результате которой потерпел крах план Габсбургов о создании «мировой империи» и восторжествовала идеология существования в Западной Европе национальных государств.

В Европейской культуре XVIII в. господствует общеевропейский стиль классицизма, обратившийся к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Классицизм основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагораживающей природе. Главные его темы - конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, раскрытие возвышенных героических и нравственных идеалов. Для классицизма характерны регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров (от «высоких» - трагедия, эпопея, ода, сферой которых были государственная жизнь, исторические события, мифологические персонажи, церковные подвижники, - до «низких»- комедия, сатира, басня, с изображением частной повседневной жизни людей), строгие содержательные границы и четкие формальные признаки.В архитектуре это проявилось в логичности планировки, геомет- ризме объемной формы. Основой архитектурного языка стал ордер, в пропорциях и формах более близких к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов, сдержанный декор. Для театрального искусства характерны торжественный статичный строй спектаклей, размеренное чтение текста. Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи становится француз Н. Пуссен.Однако XVIII столетие вошло в историю Запада прежде всего как эпоха Просвещения. Новое столетие не случайно назвали эпохой Просвещения; научное знание, распространяется и выходит за пределы университетов, лабораторий, узких кружков и кабинетов мыслителей, попадает в светские салоны Лондона и Парижа, становится предметом обсуждения людей.Уверенность в мощи и возможности человеческого разума, в прогрессе науки, создающий условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи просвещения, сформулированный еще в XVII в. Бэконом, Гоббсом и Декартом. Именно Декарт и Бэкон разрабатывают новые методы в освоении науки (Бекон - метод индукции, Декарт - метод дедукции).В работах Дж. Локка формулируется естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека. Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили восторженный прием, потому что открывали дорогу к формированию таких черт, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность. Большой вклад в разработку идей просвещения внесли Вольтер, Монтескье Руссо, французские энциклопедисты (Дидро, Гольбах, Гельвеций).Просветители разработали концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая нашла свое выражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» принятую 28 августа 1789г. в эпоху Великой французской революции. Декларация провозглашала неотъемлемые права человека, свободу личности, слова, совести, равенства всех граждан перед законом, объявила не прикосновенной частную собственность.

Сложные процессы, протекавшие в экономической, политической и научной сферах, не могли оставить в стороне художественную культуру, в которой появились новые направления, течения, стили и тенденции; формировались сентиментализм, романтизм, рококо.XVIII веку суждено было стать столетием музыки, огромный вклад в развитие который внесли австрийские и немецкие композиторы - Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозев Гайден, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен.События на рубеже 18 и 19 столетий в Европе ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу. Великая французская революция вызвала у целого ряда мыслителей разочарование. Идеи просвещения исчерпали себя, заставив человечество задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение. Человечество в лице своих передовых мыслителей продолжало искать Истину на основе Разума, а в европейскую действительность входил и утверждался капиталистический способ производства.Глоссарий:Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.Протестантизм - одно из направлений христианства, возникшее в результате реформации в XVI- XVII веков, проходившей под лозунгом исправление католицизма в духе первоначальных евангельских идеалов, отрицания посреднической роли церкви между человеком и Богом.Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения, уповающий на неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Вопросы для контроля:Охарактеризуйте основные достижения западноевропейской культуры эпохи Возрождения?Назовите художников - титанов Возрождения, расскажите кратко об их творчестве?В чем на ваш взгляд состоит историческая обусловленность эпохиПросвещения?Назовите основных представителей Просвещения и расскажите об их основных идеях?Какие духовные противоречия были присущи эпохе Просвещения?

XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII в. — ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632-1704), — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694-1778), Ш. Монтескьё (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гёте, И. Канта и др., в США - Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.

По своему содержанию XVIII в. стал продолжением предыдущего и эпохи Возрождения. Он резко противопоставил себя «мрачному» Средневековью, еще более возвысил авторитет и роль разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма. Однако он вовсе не был простым повторением предыдущего. XVIII в. завершил Новое время и создал все необходимые предпосылки для последующего развития западного мира.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т.д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека».

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком. Руссо рассматривает свободу как саму сущность человека и человечества, а жалость — как естественный фундамент всех общественных добродетелей. Руссо является автором известного изречения: «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах».

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми.

В конце концов общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним -власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнее естественное состояние общества уступало местогражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.

По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике.

Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век» невозможен. Поэтому предлагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра», говоря словами французских просветителей, в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство. Справедливость и т.д. Примечательно, что лидеры Великой французской революции объявили 1793 г. первым годом «новой эры».

На пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь.

В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный. темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности.

Поэтому просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

Помимо обшей программы переустройства общества просветители выдвинули решения многих конкретных проблем. В частности, ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума.

Просветители также разработали целостную и глубокую концепцию человека, его прав и свободы. Основные ее идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» (1789), с которой начиналась Великая французская революция. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство прел законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкосновенной частную собственность.

Применительно к культуре в исследованиях просветителей вполне отчетливо оформились два основных направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами - культурный релятивизм и универсализм.Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем — благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания — человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.

Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер. придерживаются противоположных позиций, утверждая, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.

Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. В весьма трудном положении оказаласьрелигия. Она впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком выступает Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв: «Раздавите гадину!», направленный против религии и особенно Церкви. Именно Церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Он изобличает ее как защитницу феодального строя, оплот обскурантизма, фанатизма и нетерпимости, противницу разума, науки и просвещения. В целом XVIII в. отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

В гораздо более благоприятных условиях развивается философия. Это неудивительно, поскольку вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей. В своих философских исследованиях они продолжают критику религии и средневековой схоластики, начатую предшествующими эпохами. В то же время многие из них, включая Вольтера, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог. будучи Мировым Разумом, является Творцом природы, однако после ее сотворения Он не вмешивается в ее существование.

Другие философы-просветители, в особенности французские материалисты — Дидро, Гольбах, Гельвеций — занимали более решительную позицию по отношению к религии. Они отвергали деизм и объясняли мир исходя из него самого, опираясь на естественные законы.

Философия XVIII в. развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии» в 35 томах (1751-1780), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д'Аламбер. Содержание «Энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел.

XVIII столетие стаю временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука — имея в виду естествознание — достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией ома предстает как единственно адекватное воплощение разума.

Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII в. возникают первые формы сциентизма. который ставит науку на место религии, абсолютизирует и обожествляет роль и значение науки. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно «прозрачными», целиком познанными; а политика — основываться на строю научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек перестает быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной.

Весьма успешно развивается также художественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Искусство XVIII в. выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство XVIII в. — по сравнению с предыдущим — представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л. Давид (1748-1825). В его творчестве нашли отражение большие исторические события, тема гражданского долга. Известная его картина «Клятва Горациев» звучит как призыв к борьбе против абсолютизма. Это произведение отличается строгой композицией, четким ритмом, ярким и сочным колоритом. Другое его полотно — «Смерть Марата» — посвящено Великой французской революции, в которой Давид принял активное участие. Здесь, напротив, господствует подчеркнутая лаконичность, аскетизм живописных средств. Грандиозным полотном на историческую тему стала картина «Коронация Наполеона I».

Барокко XVIII в. не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи «большим стилем» эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII в. его все больше теснит стиль рококо, который иногда называют выродившимся барокко.

Наибольшее распространение рококо получило во Франции. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732-1806). Он продолжает линию Рубенса, что находит проявление в его чувственном восприятии цвета и особом внимании к красоте женской плоти, волнующим телесным формам. Ярким примером в этом плане является картина «Купальщицы», выражающая настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В го же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина «Качели».

Сентиментализм, возникший во второй половине XVIII в., явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стат Ж.-Ж. Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибаться. чувство — никогда!». В своих произведениях — «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. — он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.

Самые великие художники XVIII в. выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А.Ватто (1684-1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746-1828).

Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. Ж. Ко кто сравнивает Ватгос Моцартом. Все это делает творчество французского художника исключительно сложным и многозначным.

Главными темами его произведений являются природа и женщина, любовь и музыка. Ватто стал одним из самых великих живописцев человеческой души, ее неизмеримых глубин и тончайших переливов. Он создал удивительно музыкальную живопись, как бы вибрирующую и пульсирующую. Она отмечена яркой театральностью. В ней сочетаются реальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть. В картине «Утренний туалет» Ватто изобразил чудесную обнаженную девушку. Полотно «Пьеро» посвящено итальянскому комедианту. Самым знаменитым произведением художника считается картина «Паломничество на остров Киферу».

Не менее сложным и многогранным является искусство Ф. Гойи. Своим творчеством он продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью — в особенности с искусством Веласксса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный национальный характер. Гойя успешно творил практически во всех жанрах живописи. Будучи придворным художником, он создал великолепные портреты членов королевской семьи. Среди них можно выделить «Портрет королевы Марии-Луизы». В портретном жанре им также созданы такие шедевры, как «Маха на балконе», «Портрет Сабасы Гарсия». На многих полотнах Гойи изображены простые люди-труженики, сцены из народной жизни, прекрасные испанские пейзажи, бой быков и т.д. К числу знаменитых произведений относится серия офортов «Кап- ричос», исполненных с удивительной художественной силой.

Особо необходимо выделить музыкальное искусство, переживающее в XVIII в. невиданный подъем и расцвет. Если XVII в. считается веком театра, то XVIII в. по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку XVIII в. представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-1791).

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество Баха составляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата «Страсти по Матфею», повествующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. Здесь он не знает себе равных. В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированный клавир», представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки XVII -XVIII вв.

Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В них также присутствуют легкость, изящество, изысканность и нежность галантного стиля.

В то же время Моцарт является предшественником романтизма — первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы. Наиболее известными среди них являются «Свадь6a Фигаро». «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Особого выделения заслуживает также «Реквием». Однако настоящая слава пришла к Моцарту после его смерти. Он стал символом невероятной одаренности, непревзойденной гениальности, беззаветной верности искусству.

Эпоха Просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем утверждения и торжества человеческого разума. Она выступила и как проект, и как начало современной эпохи. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества. Однако многие из них в наши дни переживают глубокий кризис.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

МХК.docx

МХК.docx
Размер: 245.1 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Понятие культуры. Материальная и духовная культуры. Культура в первобытнообщинном обществе. Художественная культура. Культура Египта, Месопотамии, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Рима. Кельтская культура. Средневековая Европа. Византия. Арабо-мусульманская культура. Возрождение. Эпоха Реформации и культура Просвещения.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Мировая художественная культура

Понятие культуры. Материальная и духовная культуры. Культура в первобытнообщинном обществе. Художественная культура. Культура Египта, Месопотамии, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Рима. Кельтская культура. Средневековая Европа. Византия. Арабо-мусульманская культура. Возрождение. Эпоха Реформации и культура Просвещения.

К данному материалу относятся разделы:

Понятие культуры (функции и задачи культуры, понятие материальной и духовной культурой, культурные стили, понятие художественного образа, основные виды и жанры искусства и т. д.)

Культура в первобытнообщинном обществе (материальная и духовная культура, наскальная живопись, скульптура и др.)

Культура Египта (особенности религии, представления о мире и о человеке, основные культурные достижения и памятники)

Культура Месопотамии (религиозные представления, пантеон богов, представление о человеке, наиболее значимые события и достижения и ДР.)

Особенности культуры Древнего Китая

Культура Древней Индии

Культура Древней Греции (периодизация, краткая характеристика каждого периода, представление о человеке и о космосе, достижения древнегреческой культуры)

Религия, быт и искусство этрусков

Культура Древнего Рима (основные достижения и памятники культуры)

Особенности кельтской культуры

Средневековая модель мира и особенности культурного пространства средневековой Европы

Культура Византии

Особенности культуры арабо-мусульманского Востока

Особенности культуры эпохи Возрождения. Основные достижения и культурные памятники

Эпоха Реформации и культура Просвещения на европейском пространстве

Похожие материалы:

Адміністративна відповдальність за корупційні правопорушення

Курсова робота З дисципліни «Адміністративне право» Кафедра конституційного і адміністративного права Метою роботи виступає корупція як інтернаціональне глобальне явище притаманне усім країнам незалежно від політичного устрою і рівня економічного розвитку

Основные принципы выбора фрезерного станка с ЧПУ для обработки древесины

Деревообрабатывающие станки НПФ \"СЕМИЛ\". Это фрезерные трехкоординатные станки моделей A, B, D1

Вопросы по лекционному курсу «Теория архитектуры»

Принцип измерения высоты

Антенна радиовысотомера формирует диаграмму направленности, ширина которой в горизонтальной плоскости по азимуту 2°, а в вертикальной плоскости по углу места 50\'. Для определения высоты полета цели антенна устанавливается на азимут цели и качается по углу места в пределах 0 — 30°.

М, Н-холиномиметики – АЦЕТИЛХОЛИН