Формы государств Древнего Востока и античных государств

Территория рекламы

Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства - так называемой «восточной деспотии» (в переводе с древнегреческого - неограниченная, жестокая власть одного правителя). Как показывает история, она являлась самым стабильным государственным режимом. Деспотия представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений.

Характерные особенности всех деспотических государств:

1) сосредоточение всей полноты властей

2) сакральный характер власти правителя или обожествление монарха;

3) наличие подчиненного деспоту разветвленного административного бюрократического аппарата, выполняющего властные полномочия, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными;

4) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

5) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.);

6) отсутствие гарантированного права собственности;

7) отсутствие свобод, полное подавление личности, безграничная власть человека, ею облеченного, и бездействие закона (деспотизм фараона).

Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладал огромной законодательной и судебной властью. Однако в роли верховного судьи и в законодательной сфере монарх был обязан следовать традиции. Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В конечном итоге государство регулировало земледелие, ремесло и торговлю. Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в том или ином регионе условий. Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограничена. Например, для Месопотамии характерно существование крупных городов-государств. На короткий срок городу-гегемону удавалось объединить несколько городов-государств под своей властью. Наиболее полной царская власть была в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю. Однако особенностью древневавилонской деспотии было сохранение автономии общины (действовали общинные органы управления, выполнявшие административно-финансовые и судебные функции).

В древневосточных государствах существовали три основных административных ведомства:

• финансовое (изыскивает средства, необходимые для содержания разветвленного управленческого аппарата, пропитания людей, занятых на работах государственного значения, и т.п.);

• военное (поставляет в страну рабов-иностранцев);

• строительное (обеспечивает строительство, поддержание оросительных систем, прокладку дорог, возведение храмов и пр.).

Все три ведомства составляют государственный бюрократически организованный аппарат власти.

Деспотия в древневосточных государствах усиливается в процессе борьбы скорее не с народом, а с аристократией, жречеством. Этот процесс часто сопровождается активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников, кодексов (например, законы Хаммурапи в XVIII в. до н.э. в Вавилоне и др.).

Для древнеиндийской цивилизации характерно существование слабых и кратковременных государств. При радже всегда действовал постоянный совещательный орган из брахманской и кшатрийской аристократии - паришад. Ограниченность монархической власти в Древней Индии связана с варновой системой и автономностью общин. Их жесткие внутренние религиозно-нравственные установки являлись альтернативой эффективной администрации и государственному принуждению. Только династии Маурьев в IV в. до н.э. удалось создать империю с централизованной системой управления. Однако даже при Маурьях лишь часть империи находилась под непосредственным управлением царя, т.к. ряд полуавтономных областей сохранял свои органы управления и обычаи.

Восточная деспотия может быть также охарактеризована как теократическая монархия. В условиях сохранения общинно-родовых пережитков религия сыграла важную роль в поддержании единства общества. Для возвышения власти монарха над местными лидерами создается институт сакрализации власти. Правитель считается ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей и сверхъестественными силами. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа. Это давало ему право вмешиваться в дела общин, родов, семей. Главной характеристикой деспотии является обожествление правителя в массовом сознании.

В Египте фараон считался прямым избранником верховного бога Ра (Ра - бог Солнца). В III тыс. до н.э. рождается ритуал торжественного погребения фараонов. Строились знаменитые пирамиды, символизировавшие величие фараонов, внушавшие людям священный страх перед троном. Его личность была священной, его имя запрещалось произносить, т.к. это могло нанести правителю вред. Уход фараона из жизни обставлялся как величайшее событие для людей и богов. Поэтому строительство загробного жилища фараона - пирамиды - рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян. Так, пирамида фараона Хеопса возводилась в течение 20 лет при участии 100 тыс. человек.

Шумеро-аккадские цари также придали своей власти сакральный характер: покровителем царя считался царь богов Энлиль. Царь Нарам-Суэн (Нарамсин) даже велел именовать себя «Богом Аккада». В Вавилоне лугаль (царь) принимал власть якобы прямо «из рук» верховного бога Мардука. В Китае ван (царь) считался сыном Неба.

В Индии Брахма (создатель Вселенной) над другими людьми превознес варну (социальный слой) кшатриев, из которых происходили раджи (цари). Божественное начало власти делало деспота сверхъестественным существом, подчинение ему носило абсолютный характер. В Индии и Китае обожествление власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей над религией. Так, в Древней Индии считалось, что царь мог реализовать свои божественные начала, но мог и уклониться от своих обязанностей (и привести тем самым народ к гибели). В Древнем Китае после «чжоускогозавоевания» для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество (Небо) вручило права на управление Поднебесному, добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Характерный для религиозной системы древних китайцев рационализм усилился с появлением конфуцианства. Сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» перед своими подданными. Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявить сыновнюю почтительность, служить своему отцу верно и преданно.

Важнейшей опорой деспотии являлся развитой военно-бюрократический аппарат. В условиях доминирования общинного производства и неразвитости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги на трех уровнях управления - центральном, региональном и местном (общинном). Жесткая иерархическая система предполагала соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии определяло и социальное положение. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и выполнением личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя. Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по праву знатности.

Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где в основу формирования правящей элиты был положен принцип меритократии (принцип индивидуальной заслуги). Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был, обладая особыми качествами и достоинствами, накапливать знания - средство создания гармоничного благополучного государства. Нормой политической культуры стала обязанность служащего при необходимости наставлять правителя, предостерегать его от ошибки. Китайский министр Шан-Ян ввел новую систему из 20-ти чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. В основу бюрократического контроля была положена система взаимной слежки и круговой поруки. Чиновники отвечали за проступки своих коллег: им вменялось в обязанность донести на провинившегося.

Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство, подчинив себе общество, стало важным системным элементом.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

poluchshe.doc

poluchshe.doc
Размер: 879.5 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

История возникновения государств Древнего Востока и античных государств. Государственный строй. Период Римской империи. Римское право. Эволюция права. История средневекового государства во Франции. Право феодальной Франции. Сеньориальная монархия в Германии, сословно-представительная монархия Германии. Англосаксонское государство и право. Великая Хартия. Феодальное право Англии. Государственный и общественный строй Византии, Византийское право. Право средневекового Китая. Каноническое право в средневековой Европе. Конституция США, декларация прав человека. Парижская коммуна. Антитрестовское законодательство в Англии и США. Система источников права Франции и Германии.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Государство и право древнего мира

История возникновения государств Древнего Востока и античных государств. Государственный строй. Период Римской империи. Римское право. Эволюция права. История средневекового государства во Франции. Право феодальной Франции. Сеньориальная монархия в Германии, сословно-представительная монархия Германии. Англосаксонское государство и право. Великая Хартия. Феодальное право Англии. Государственный и общественный строй Византии, Византийское право. Право средневекового Китая. Каноническое право в средневековой Европе. Конституция США, декларация прав человека. Парижская коммуна. Антитрестовское законодательство в Англии и США. Система источников права Франции и Германии.

К данному материалу относятся разделы:

Исторические условия возникновения государств Древнего Востока

Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное

Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное

Формы государств Древнего Востока и античных государств

Законник Хаммурапи: общая характеристика основных институтов права. Законны Хаммурапи

Законы Ману. Общая характеристика основных правовых институтов

Возникновение государства в древних Афинах, его последующая эволюция. Реформы Тезея, Солона, Клисфена

Реформы Эфиальта и Перикла. Органы народовластия и магистратуры в Древних Афинах в 5 веке до н.э.

Государственный и социальный строй древней Спарты

Возникновение государства в древнем Риме и его периодизация. Государственный строй Древнего Рима в «царский» период. Реформы Сервиля Тулля

Правовой статус социальных групп Древнего Рима (граждане Рима, не граждане Рима, рабы)

Государственный строй Древнего Рима в республиканский период

Императорский Рим. Государственный строй в период принципата и домината. Реформы Диоклетиана и Константина

Источники римского права

Возникновение государства у салических франков и его эволюция (5-9 вв.)

Эволюция права собственности и владения землёй (аллод, бенефиций, федод) во франкской монархии. Формы установления феодальной зависимости крестьянства

Законы варваров как источники раннефеодального права Западной Европы. Брачно-семейное, уголовное и процессуальное право по «Салической правде»

Государственный строй и социальная структура во Франции 9-13 вв. Реформы Людовика 9 Святого

Сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные и провинциальные штаты. Великий мартовский ордонанс 1375 г.

Право феодальной Франции, его источники. Кутюмы и их сборники

Сеньориальная монархия в Германии 9-14 вв., её государственный и общественный строй

Специфика сословно-представительной монархии Германии. Правовое закрепление политической децентрализации средневековой Германии (Золотая булла 1356 г.)

Источники права феодального Германии. Обычное право и его сборники (Саксонское и Швабское зерцала). Городское право в средневековой Германии

«Королина» - крупнейшее уголовно-процессуальное уложение средневековой Европы. Система наказаний. Процессуальное право

Англосаксонское государство и право 5-10 вв. «Правды варваров»

Государственный и общественный строй Англии после норманнского завоевания 1066 г. Реформы Генриха 2 в Англии 12 в. И их правовое закрепление

Великая Хартия вольностей 1215 г. (её содержание и значение)

Феодальное право Англии: от права англосаксонского к общему праву. Судебный прецедент. Суд канцлера. Статуты

Государственный и общественный строй Византии

Источники Византийского права

Государственный строй средневекового Китая

Право средневекового Китая

Государство средневековой Японии

Право средневековой Японии

Арабский халифат как раннефеодальная монархия. Его государственное и общественное устройство

Возникновение и развитие шариата-мусульманского права. Его основные источники

Каноническое право в средневековой Европе. Его источники. Инквизиционный судебный процесс

Конституционное законодательство периода английской буржуазной революции 17 в. Государственно-правовой режим протектората О. Кромблера

Конституционное законодательство в Англии после реставрации Стюартов 1660 г. Хабеас корпус 1679 г.

«Славная революция» 1688 г. последующее конституционное законодательство. Билль о правах 1689 г. Акт об устроении 1701 г.

Эволюция избирательно права в Англии и США в 19 в. Акты о народном представительстве в Англии 1832, 1867, 1884-1985 г. г. Поправки 14-15 к федеральной конституции США

Война за независимость североамериканских колоний в 18 в. Декларация о независимости США 4 июля 1776 г.

Статья конфедерации о вечном союзе между штатами 1781 г.

Конституция США 1787 г. её теоретические принципы и правовая характеристика. Билль о правах США 1791 г.

Гражданская война между Севером и Югом США (1861 - 1865 гг.). Режим реконструкции и «второй цикл» Поправок к федеральной конституции США

Великая французская революция 18 в., её этапы и важнейшие конституционные акты

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Государственный строй Второй (1848г.) и Третьей (1875г.) французских республик

Парижская коммуна 1871 г. Декларация и важнейшие декреты комунны

Конституирование буржуазной государственности в Германии: от Рейнского союза 1806 г. до Конституционной хартии Пруссии 1850 г.

Конституция Второй Германской империи 1871 г.: история принятия и правовая характеристика

Ноябрьская (1918 г.) буржуазная революция в Германии. Веймарская конституция 1919 г.

Гражданский кодекс Наполеона 1804 г.: история создания, структура, принципы. Основные гражданско - правовые институты

Германское гражданское уложение 1900 г.: история создания, структура, общая характеристика основных правовых институтов

Уголовное право в Англии и США: терминология и классификация преступлений

Антитрестовское законодательство в Англии и США. Закон Шермана (1890 г.); Закон Клейтона (1914 г.) – основа американской системы антимонопольных законов

Государство и право Японии 19 - 20 вв.

Государство и право Китая 19 - 20 вв.

Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе (Италия, Германия). Общее и особое

Общие тенденции развития конституционализма в буржуазных странах с начала 20 в. (падение роли парламента, усилие правительственной власти, партийный плюрализм и др.)

Законодательство «нового курса» Ф. Д. Рузвельта и его политико-правовые последствия

Демократия избирательного права в Англии (акты о народном представительстве 1918, 1928, 1948, 1969 гг.). Поправки 19, 24, 26 к федеральной конституции США

Историко-правовая судьба антикоммунистического законодательства США в 20 в. (Законы Смита, Маккарена - Вуда, Хэмфри - Батлера)

Сравнительная-правовая характеристика конституций Четвёртой (1946 г.) и Пятой (1958 г.) республик во Франции

Институт конституционного надзора в современной Франции (конституционный совет) и Германии (Конституционный суд)

Система источников уголовного и гражданского права Франции и Германии в новейшее время

Источники гражданского права в странах общего права (Великобритания, США) в новейшее время. Гражданское право

Источники уголовного права Великобритании и США в новейшее время. Уголовное право

Принятие Основного закона Германии 1949 г. Его правовая характеристика

Возникновение и развитие независимых немецких государств – ФРГ и ГДР (1949 - 1990 гг.)

Похожие материалы:

Основные этапы развития науки

Реферат. История науки. Философия науки. Основные этапы развития науки. Роль науки в современном обществе. Целью работы является изучение философского понимания науки и стадий её исторического развития. Научная картина мира. Задачи исследования можно сформулировать в соответствии с целью – изучить научные материалы, относящиеся к данной тематике.

Ответы по культурологии

Билеты на билеты по культурологии. Культурология – комплексная гуманитарная наука. Функции культурологии, Понятие культура, формы культуры, типы. Культурная идентичность.

Политические партии. Их роль и место в политической системе на примере страны изучаемого языка

Политическая партия — добровольный союз , объединенный единством целей, стремящихся к обладанию и/или удержанию политической власти. От латинского — часть, группа и дело. Признаки партии. Структура политической партии. По отношению к ценности Социальная Справедливость.

Учебно-методическое пособие по рецептуре для выпускников, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Пособие содержит основные рецепты для выпускников по фармакотерапии. Настоящий порядок регулирует вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь

Бизнес-план Модульный молочный цех по переработке молока

Суть проекта: Открытие  нового производства - молочного цеха по переработке молока с целью получения дохода.   Целью настоящего проекта является:   Обоснование целесообразности создания современного, высокопроизводительного мини-завода для производства и переработки молока