Понятие о воображении

Территория рекламы

1. Определение воображения.

Воображение – это познавательный процесс, создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Воображение, как говорят; «из ничего творить не может». Оно всегда строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Даже образы, создаваемые величайшими писателями, имеют подобную природу. Л. Н. Толстой говорил, что образ Наташи Ростовой создан им на основе сочетания черт нескольких, хорошо знакомых ему людей.

И изобретатели, создающие образы новых приборов, механизмов и машин, опираются на материалы наблюдений, в частности наблюдений живой природы. Так, изучая жителей Антарктики – пингвинов, конструкторы сконструировали машину «Пингвин», которая может передвигаться по рыхлому снегу.

И ученик, мысленно создающий образ пустыни, которой он никогда не видел, опирается на прошлый опыт: что такое песок, ему хорошо известно; ровную местность ему тоже приходилось наблюдать; верблюда, змею и ящерицу он видел в зоопарке, кино или на картинке; чахлый кустарник тоже ему знаком. Если ученику всего этого не приходилось наблюдать, то ему будет очень трудно представить себе пустыню, как, например, трудно представить себе заснеженную тундру жителю экваториальной Африки.

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов (например, русалка – это сочетание женщины с рыбьим хвостом, избушка на курьих ножках – сочетание деревенской избы и куриных ног и т. д.). Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

2. Виды воображения.

Психологи выделяют следующие виды воображения:

А) Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. К нему относятся: сновидения, грёзы, галлюцинации.

Сновидения – со сновидениями всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это объясняется характером сновидений, которые иногда представляют собой сочетание странных, небывалых, а порой даже абсурдных, фантастических, нелепых картин. И. М. Сеченов считал, что сновидения и есть небывалая комбинация бывалых впечатлений.

Целый ряд интересных опытов показал, что часто сновидения «фабрикуются» на основе внешних раздражений, которые спящий человек не осознает. Спящему подносили к лицу духи, и ему снился цветущий благоухающий сад. Тихонечко звонили над ухом, и люди во сне видели себя мчащимися с колокольчиками и бубенчиками или видели, как из рук падает поднос с хрустальной посудой, которая разбивается на мелкие осколки. Раскрываются и начинают зябнуть в прохладной комнате ноги спящего — ему снится, что он идет по льду и попадает ногой в прорубь, когда убирали одеяло.

Характерными для сновидений являются:

- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что всё это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, стряхнув с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюблённая в Евгения, она постоянно думает о нём, и вот его образ – во сне.

Иногда причиной сна являются бурные события, произошедшие за день – сон снится на ту же тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни.

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Сновидения необходимы для нормальной работы нашего мозга.

Грёзы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чём-то приятном, заманчивом.

Галлюцинации – это пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Галлюцинации могут быть обманом любого из пяти основных чувств, т.е. они бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и галлюцинации общего чувства (переживание происходящих внутри организма необычных процессов, ощущения от присутствия в организме посторонних предметов и т.п.).

Если пациент слышит голоса - это слуховые галлюцинации; если видит умерших – зрительные. Больной паранойей, постоянно ощущающий, что в комнате пахнет ядовитыми газами, проникающими сквозь стену, страдает обонятельными галлюцинациями. Человек, который жалуется, что преследователи поражают его электрическими разрядами, испытывает тактильные галлюцинации. У больного, ощущающего, что в его пищу подмешан яд, вкусовые галлюцинации. Возможны и галлюцинации, возникающие вне какого-то определенного сенсорного поля. Так, пациенту может казаться, что у него из какой-то точки на голове изливается вода.

Б) Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Это: воссоздающее (репродуктивное) и творческое воображение, мечта.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определённых предметах культуры.

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь; например, вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы: школьник с помощью воссоздающего воображения представляет себе героев, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге. Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания. Только на знания опирается воссоздающее воображение.

С этой же целью важно дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения – воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность. Изучая литературное произведение, сюжет которого далек от современности, хорошо показать учащимся репродукции картин, изображающих быт и историческую эпоху того времени.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение (не как у репродуктивного вида воображения).

Неправильно думать, что творчество – свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Все новое, значительное: открытия в области науки и техники, крупные произведения в области литературы и искусства – создано в результате огромного, напряженного труда.

Мечта – всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение для его осуществления. Представить себе будущее человек бы не мог без воображения, без умения строить новый образ. Мечта не даёт немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

TEMA_7_9.docx

TEMA_7_9.docx
Размер: 21.6 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Определение воображения. Виды воображения. Способы создания новых образов. Творческое воображение. Воссоздающее, или репродуктивное воображение. Мечта.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Судоустройство

Понятие и признаки судебной власти. Основные функции судебной власти. Судебная власть является одной из трех разновидностей государственной власти в нашей стране.

Кирило Стеценко (1882-1922) Біографія Творчість

Народився у селі Квітки на Київщині в багатодітній родині маляра-самоука. Від батька майбутньому композитору передалися здібності художника, а від матері й сестер — любов до музики. Своєю творчістю й діяльністю Стеценко був продовжувачем національного напряму української музики, розпочатого Миколою Лисенком.

Патология щитовидной железы. Задачи с ответами

Ответы на задачи по патологии щитовидной железы. Предварительный диагноз. План обследования. Лечение. Основные методы лечения.

Реферат. Теории происхождения человека.

Эволюционизм Теория Эдуарда Тайлора, Герберта Спенсера, Адольфа Бастиана, Льюиса Генри Моргана. История креационизма. Теория внешнего вмешательства

Принятие решений на основе парных сравнений

Лабораторная работа. Принятие решений на основе парных сравнений Метод парных сравнений (МПС) Алгоритмизация МПС

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok