Система этических категорий

Категории этики – наиболее общие понятия, применяемые для обозначения основных объектов, изучаемых этикой. Представленные в лекции категории не исчерпывают всего понятийного аппарата этики, но именно они являются наиболее общими, традиционно сложившимися, исторически апробированными понятиями как морали вообще, так и ее теории – науки этики. С их помощью в теоретическом и обыденном моральном сознании отражаются наиболее существенные, узловые моменты поведения людей, реальные нравственные отношения, чувства, взгляды и нравственные ориентиры личности. Они составляют ядро категориального аппарата этики.

Так, при нормативно-оценочном содержании традиционные этические категории, имеющие значение нормы, включают в себя элементы идеально-предписываемого характера, толкование того, какими должны быть представления человека о добре и зле, долге, совести, счастье, достоинстве, смысле жизни и каковы способы их достижения в практическом нравственном поведении. Общество воздействует на человека, регулирует его поведение и предъявляет моральные требования. Действия человека, отвечающие нравственным нормам и требованиям общества, а также имеющие моральную значимость для самого человека, представляют собой добро и благо; действия, которые противоречат этим требованиям и нормам, представляют зло.

Ценностно-ориентированный аспект позволяет рассматривать этические категории как ориентирующие нравственные ценности.

Ценности различают:

– по содержанию (польза, добро, власть, истина, счастье, слава, чистая совесть и т. д.);

– знаку (положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечающие интересам человека: польза – вред; добро – зло; совесть – бесстыдство; слава – позор;) эта полярность ценностей связана с полярностью выражения их в чувстве, оценочности, нормативности).

Выделяют ценности:

– практические (мораль, ответственность, свобода, честь и достоинство);

– духовные (добродетель, благоразумие, великодушие);

– высшие и низменные (справедливость – ложь и др.);

– общечеловеческие, которые являются общими для всех людей вне зависимости от различий социальных, национальных, половых, религиозных, возрастных и пр. (гражданственность, патриотизм);

– групповые, ценности различных групп людей, наций, слоев общества, объединений; сюда могут быть отнесены религиозные, гуманистические и тому подобные ценности;

– индивидуальные ценности, значимые для отдельного индивида (доброжелательность, мудрость, совесть, доброта и т. д).

Все этические категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только в совокупности они способны отразить все многообразие и специфику моральных явлений. Вместе с тем, отражая различные стороны морали, этические категории обладают индивидуальной спецификой и имеют свое функциональное назначение в системе этического знания.

Основные категории этики:

Добро и зло выступают как критериальные категории, подразделяющие явления общественной жизни на нравственные и безнравственные.

Долг и совесть – это категории, отражающие особенности контрольных механизмов морального сознания.

Честь и достоинство отражают моральные качества личности или социальной группы.

Категории смысла жизни и счастья несут в своем содержании нравственные ориентиры морального сознания, программные установки нравственной жизни личности, черты нравственного идеала.

Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект связанные с поведением людей (друг с другом, к обществу, государству).

Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. Носят оценочный характер с позиций добра и зла.

Выступают средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного. Авторитет и значимость их базируется на принципах, нормах, т.е. на силе общественного мнения или самосознании личности.

В категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Ценностно-ориентированный аспект позволяет рассматривать этические категории как ориентирующие нравственные ценности. Основные категории этики.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Столыпинкая модернизаци. Контрольная работа по дисциплине: «История»

План работы 1. П.А. Столыпин: политический портрет. 2. Реформы П.А.Столыпина. 3. Политические и экономические итоги Столыпинских преобразований

Периодизация первобытной истории

Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Договор на приобретение путевки(ок) физическим лицом

Анализ условий труда. Охрана труда

Для дипломного проектирования был выбран 11-ти этажный сборно-каркасный  жилой дом. Строительно-монтажные работы включают в себя..

Тесты по медицине. Правильные ответы на тест

Методы исследования больных с заболеваниями органов дыхания. Легочные синдромы. Сердечно-сосудистая система. ЖКТ - желудочно-кишечный тракт. Синдромы при поражениях пищевода. Синдромы поражения желудка, кишечника, поджелудочной железы. Обследование печени и желчных путей. Основные синдромы поражения печени и желчных путей. Щитовидка.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok