Фольклор

Территория рекламы

1

Специфика фольклора. Основные термины и понятия, его характеризующие

2

Категория жанра в фольклоре (по работам В.Я. Проппа и В.П. Аникина). Система жанров русского фольклора (по работе Н.И. Кравцова)

3

Миф. Мифологическое мышление, представления

Обряды сопровождались песнями. Календарные обрядовые песни разнообразны, но есть в них и общие черты:

элемент заклинания;

они показывают, что древний человек верил в свою власть над природой, соответственно функция песен – воздействие человека на природу;

календарные обрядовые песни имеют одинаковый стиль.

Ю.Г.Круглов в работе «Русские обрядовые песни» выделяет песни ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические.

Функция ритуальных песен – сформировать обряд, рассказать о том, что он совершен. Поэтому у них есть закрепленное место в обряде.

В основе календарных обрядов лежали магия и заклинание в целях предохранения от враждебной нечистой силы (магия профилактическая) и в целях обеспечения человеку каких-либо положительных ценностей (магия продуцирующая).

Календарно-обрядовая поэзия - вид фольклора, сопровождавший аграрные праздники и труд земледельца в течение хозяйственного года.

Истоки календарно-обрядовой поэзии - в родовом обществе. В самом древнем слое календарных обрядов, поверий, песен уже отразился культ Солнца. Не случайно и самые большие земледельческие празднования, в первую очередь Рождество, Купалле, приходились на зимнее и летнее солнцестояние. С развитием общества календарно-обрядовая поэзия широко отражала в себе трудовую деятельность земледельца, морально-этические представления народа, поэтический взгляд на мир, природу, человека.

Поэзия белорусского земледельческого календаря включает свыше 20-ти жанровых и групповых песенных разновидностей. Циклизация календарно-обрядовой поэзии обусловлена круговоротом в природе, чередованием времен года. В поэзии белорусского земледельческого календаря выделяются четыре больших цикла: весенний, летний, осенний, зимний. Каждое время года, каждый сезонно-производственный период имели соответствующие обычаи, поверья, песенное сопровождение. Общей у них была обширная аграрная основа, целевая установка, отдельные мотивы, вызванными ею.

Жанровый состав календарно-обрядовой поэзии зимнего периода

Отголоски древних форм мировоззрения в весенне-летних и осенних обрядах и песнях

НТ, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам

природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

Типы фольклора

Отголоски древних форм мировоззрения в весенне-летних и осенних обрядах и песнях


Причитания как древнейший жанр календарно-обрядового фольклора. Работа К.В. Чистова «Русская причеть».

Исследование поэтики жанра причитаний Причеть один из древнейших поэтич еских жанров. Бытование её отмечено у большинства бесписьменных народов, остававшихся в XIX XX веках на наиболее низких ступенях культуры, тасманийцев, австралийцев, у племён и народностей Крайнего Севера и других. С другой стороны, первые по времени известия о причети или отклики её отыскиваются в древнейших памятниках письменности... (...) Всё это даёт право предполагать, что причеть существовала и у восточных славян задолго до XI века, которым датируются первые документальные свидетельства об обыч ае причитывать ( плакаться ). Вместе с тем причеть бытует и до сих пор.

Известны отдельные записи причитаний, производившиеся в различных областях России в 1957 1958 годах. (...)

(...) Исполнение причитаний в жизни происходит в связи с совершенно определ ённым бытовым поводом, в специфической эмоциональной обстановке, неповторимой при записи, которая производится зачастую через несколько лет. В лучшем случае рядовая исполнительница создаёт при этом новый текст, имеющий отдалённое отношение к первоначальному; в худшем случае возникает текст, в котором спутываются воедино мотивы, случайно выхваченные из разных моментов обряда (похоронного, свадебного или рекрутского). Лишь изредка поэтически одарённая вопленица оказывается способной восстановить в своей памяти горестное событие, заново вживается в состояние действующих лиц и, опираясь на усвоенную ею традицию, создаёт текст, более или менее близкий к оригиналу .

Сравнительно обильные записи причитаний во второй половине XIX века и в XX веке дают возможность составить определённое представление об особенностях русской причети, о её поэтической природе и художественных достижениях. (...)

Обычными мотивами и образами бытовой причети XIX XX веков являются сиротство, мёрзнущая изба, нищенствующие дети, нераспаханная полоса и т.д. Всё это рисуется на контрастном фоне былого благополучия (обычно поэтически идеализированного) семейного, материального, душевного. Образы бытовой причети варьировались в зависимости от обстоятельств, которые могли быть самыми различными, поэтому они с большим трудом поддаются систематизации, ч ем темы, образы и мотивы обрядовых видов народной причети.

Похоронный, свадебный и рекрутский обряды включали целый цикл причитаний, связанных своими темами, содержанием и системой образов с различными звеньями обряда.

Различные местные традиции объединяются вместе с тем в несколько групп северорусскую, южнорусскую, сибирскую и т.д. Так, например, в северорусской традиции очень развита символика растительная ( берёзонька , осинье , деревиночка , травонька ), астральная (солнце, луна, звёзды) и отчасти символика птиц ( лебедушка , ласточка , соколик ). В сибирской традиции растительной символики почти нет, но зато очень развита символика птиц и своеобразная символика домашности (покойный опора семьи сравнивается со стеной, перилами и другими частями дома).

Северорусские причитания отличаются от южнорусских и сибирских большей эпич ностью и некоторыми своими чертами заставляют вспоминать былину, историч ескую песню, балладу. Южнорусские и сибирские причитания, наоборот, близки к лирической песне. В различных традициях причитания колеблются от кратких прозаических восклицаний или лаконичных лирических наигрышей до развё рнутых сюжетных плачей-поэм типа Плача о холостом рекруте Федосовой.


Художественное своеобразие пословиц и поговорок. Особенности их бытования и функции


Система жанров детского фольклора


Общежанровые черты, свойственные бытовым сказкам, и их отличие от других разновидностей сказочного эпоса

Сказки о животных, их общежанровые и специфические черты

Специфика волшебных сказок по работам А.И. Никифорова и В.Я. Проппа


Основные сборники сказок, главные проблемы изучения сказочной прозы


Специфика и основные жанры несказочной прозы, ее издания


Проблема историзма былин в работах В.Я. Проппа и Б.А. Рыбакова


Жанровые особенности исторических песен


Основные издания былин


Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века

Бытовые баллады

Песни бытового цикла

Песни социально-исторического содержания


Поэтика лирической песни


Своеобразие изображения времени в народной лирике находится в тесной связи прежде всего с тем обстоятельством, что в ней нет ни фактического, ни изображаемого звтора. Этим народная лирика коренным образом отличается от лирики книжной, где автор не только обязателен, но где он играет очень важную роль как «лирический герой» произведения. Русская народная лирика не столько «создается», сколько исполняется. Место автора заступает в ней исполнитель. Ее «лирический герой» — в известной мере сам исполнитель. Певец поет о себе, слушатель слушает о себе же.

Исполнитель и слушатель (слушатель как бы внутренне подпевает исполнителю и с этой точки зрения является до известной степени также ее исполнителем) стремятся отождествлять себя с лирическим героем народной песни. Народная песня идет навстречу этому. Оттого ее герои не называются по имени: это «добрый молодец», «красная девица», «молода жена», «молодой казак» и т. д.

При этом важно, кто поет и при каких обстоятельствах. Необходимо, чтобы песнь при исполнении отвечала лирическим настроениям и своеобразию биографических обстоятельств исполнителя. Поэтому народная лирическая песнь стремится обобщить лирическую ситуацию

Темы народной лирики — темы крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы. Они посвящены положениям целых слоев населения (песни рекрутские, воинские, солдатские, бурлацкие, разбойничьи и т. п.) или повторяющимся в жизни ситуациям (песни календарные, обрядовые — причитания, свадебные и т. д.). Если в книжной лирике лирический герой — это автор, резко индивидуализированный, которого читатель в индивидуальном порядке может в известной мере сближать с собой, никогда, впрочем, не забывая и об авторе, то в народной лирике лирическое «я» — это «я» исполнителя, каждый раз нового и полностью отрешенного от всяких представлений об авторе песни.

Отсутствие автора народной песни — это не столько реальный факт (факт истории текста произведения), сколько явление самой поэтики народной песни, ее внутренней структуры.

Исполнитель думает о себе, поет о себе. В нем полностью отсутствует представление об авторе песни.

Итак, экспозиция может вестись в любом грамматическом времени и наклонении. Но за экспозицией следует обычно само лирическое излияние. Его может говорить «молодец», «девица», «казак», «молодая жена», «орел» «ласточка». От третьего лица (если экспозиция ведется в третьем лице) песня быстро переходит к первому, заканчивается прямой речью. Эта прямая речь придает песне глубоко личный характер.

Певец может сперва петь как бы одругом, но потом он приводит речи этого другого, и становится ясным, что речь шла о нем самом. Певец при этом как бы забывает даже о ком именно шла речь в начале песни. Песнь ведет, например, речь о селезне, и селезень этот начинает говорить, и его слова не соответствуют уже той символической ситуации, которая изображена в экспозиции лирической песни: селезень оказывается человеком, его слова — это слова исполнителя о себе. Так же точно в песне утица оказывается девушкой, а орел — добрым молодцем


Экспозиция в русской лирической песне говорит о чемто длительно длящемся, но это длительно длящееся как бы укорачивается благодаря тому, что прошлое подается в экспозиции как объяснение настоящего: это не рассказ о прошлом, а лирическое объяснение настоящего. После экспозиции следует обычно жалоба певца-поэта.

Чем больше поет исполнитель, тем больше он отождествляет своего героя с собой. Начатая в третьем лице, песнь заканчивается в первом. Певец как бы узнает в лирическом герое песни самого себя, он применяет слова песни к себе. Прямая речь героя песни в конце концов воспринимается как речь самого исполнителя. Начатая в грамматически прошедшем времени, песня заканчивается в настоящем. Настоящее время и является доминирующим временем народной лирической песни. Прошедшее и будущее в любых своих формах подчинены этому настоящему.

Уравнение «лирического героя» с исполнителем — это и уравнение «сюжета» лирической песни с действительностью в момент исполнения песни.

Благодаря тому, что народная песня есть песнь о песне настоящее время ее особое. Оно обладает способностью «повторяемости». В каждом исполнении это настоящее время относится к новому времени — ко времени исполнения. Эта «повторяемость» настоящего времени связана с тем, что время народной лирической песни замкнуто — оно заключено в сюжете и сюжетом исчерпывается. Если бы время народной лирической песни было бы открытым связанным с многими фактами, частично выходящими за пределы песни, ее «повторяемость» была бы затруднена. Все индивидуальное, все детали, все прочные исторические приуроченности разрушали бы замкнутость художественного времени произведения и мешали бы его «повторяемости». Вот почему лирическая народная песнь не только замкнута в своем времени, но и до предела обобщена. Мы знаем, что в народной лирической песне есть много исторических деталей, связывающих ее с определенными эпохами, но речь в данном случае идет только о том, как она воспринимается сознанием ее безыскусственных исполнителей: не тех ее современных интеллигентных слушателей, которые смакуют песнь как чужую, а тех ее народных исполнителей, которые воспринимают ее как свою и о себе. В песне поется о том, что часто бывает, что повторяется в жизни.

Все сказанное выше не означает, что исполнителем разбойничьей песни может быть только разбойник, исполнителем рекрутской — только рекрут, что песнь о дальней чужой стороне может исполняться только вдали от родины, но сказанное означает, что в какой-то мере исполнитель всегда отождествляет себя с героем своей песни, находит общее между собой и тем, о ком он поет в песне. Пусть это будет не всегда, но всегда это будет, когда исполнитель поет с душой. Поэтому, как правило, мужчина не будет петь песнь девушки, и наоборот.

Происходит так потому, что в народной лирической песне есть элементы игры. Исполнитель не всегда поет про самого себя в прямом смысле этого слова,— он поет как бы о себе. Он воображает себя таким, каким изображен лирический герой его песни. Он «играет песню» (не случайно народному языку свойственно это выражение — «играть песню»). Вот почему лирическая песня близка народной драме, в исполнении народной лирической песни присутствуют иногда элементы изображения. Вот почему в ней так част диалог. Исполнитель в своей песне обращается к своему коню, к дороге, к ноченьке темной, к быстрой речке, к красному солнышку, к своей седине, к своим ранам, к придорожному кусту, к злому врагу, вступает с ними в беседу. Он воображает себя беседующим, как воображает себя и в определенной жизненной ситуации, раненым, разлученным и т. д. Это игра не для зрителей — для себя.


См.24 вопрос Народная лирика.

произведения, пришедшие в фольклор из литературы. В отличие от народных песен они были первоначально написаны, как правило, опубликованы и лишь впоследствии стали передаваться из уст в уста. Многие из них были созданы поэтами именно в песенном жанре. Это не означает, что перед нами тексты, сразу из-под пера писателя попадавшие на пюпитр композитора, который, заранее договорившись с автором слов о теме песни, сочинял мелодию. Нередко между появлением слов и музыки проходили годы; поэт и композитор могли быть совершенно не знакомы; автор текста мог сочинять спою песню на уже готовую мелодию.Многие из песен русских поэтов еще при их жизни включались в песенники, особенно распространившиеся во второй половине XIX века. Но, как это бывает с песнями любых времен, лишь некоторые сумели пережить более чем одно поколение.

В конечном счете городской фольклор, питаемый литературой, и собственно литературная песня оказали значительное воздействие на крестьянское искусство

Романсы относятся к камерно-вокальному творчеству композиторов и представляют собой вокальную пьесу с инструментальным сопровождением. Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании

Романс обладает редкой мобильностью и может мгновенно откликаться на запросы времени, отражать его наиболее передовые идеи. Исключительная емкость этого жанра позволяет наделять его богатым, разнообразным содержанием: от тонкой интимной лирики до глубоких социальных проблем.


В изучении фольклора отдельных регионов чаще преобладает описательность, хотя существует определенный интерес к теоретическому осмыслению проблемы

Региональное изучение фольклора, как правило, сосредоточено на отдельных жанрах: былинах, сказках, песенно-музыкальном репертуаре. Научная методика комплексных ареальных исследований в настоящее время только вырабатывается

Проблема региональной специфики — это проблема вариативности. Жанры фольклора проявляют локальную вариативность по-разному и в неодинаковой степени. На наш взгляд, изменчивость сказки, исключая диалектные, неспецифические отличия, значительно меньше, чем былины песенного фольклора, несказочной прозы и других жанров

Эмпирическим путем собирателями и исследователями выявлено немало ярких черт, характеризующих сказочную традицию того или иного региона. Особенно глубокие и интересные работы принадлежат сибирским сказковедам (Е.И.Шастиной, Р.П.Матвеевой, Н.В.Соболевой и др). Огромный сибирский материал позволяет сравнивать различные локальные вариации, а это единственно продуктивный метод при выявлении региональной специфики. В противном случае «особенности» сказок той или иной местности оказываются одними и теми же. Сложнее всего, по нашему мнению, дифференцировать «локальные отличия» и характер интерпретации, присущий исполнителям одного направления или психологического типа.

При региональных фольклористических исследованиях мы имеем дело с двумя основными аспектами. Это, во-первых, установление факторов, постоянно действующих и временных, которые влияют на локальные модификации, и, во-вторых, выявление уровней в системе жанра (жанров), в большей или меньшей степени подверженных воздействию этих факторов. Чаще всего принимаются во внимание внефольклорный контекст и обстоятельства, влияющие на бытование фольклора: история заселения и освоения края, хозяйственно-бытовой уклад, специфика историко-культурного развития, межэтнические контакты, подвижность населения. Такой подход необходим и научно корректен, у фольклора сильные внетекстовые связи, и он непосредственно включен в традиционно-бытовую культуру этноса. Вместе с тем нужно учитывать развитие собственно фольклорного процесса и закономерности жанровых систем в их взаимосвязях, степень стабильности этих систем, характер взаимодействия с письменной культурой. В разной степени и под воздействием разных факторов проявляют изменчивость мотивы и персонажи, сюжетосложение и стилистика, общий характер репертуара и частные реалии повествования.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сравнительный анализ всегда осложняется проблемой сопоставимости материала количественно, хронологически и по степени аутентичности. Собирание в разных районах и в разное время неравномерно, кроме того, приходится считаться с установками собирателей и исполнителей. Например, в послереволюционное время легендарная сказка могла остаться незафиксированной по мотивам идеологического порядка: фольклористы не очень стремились записывать, а тем более публиковать, а исполнители опасались рассказывать. Неодинакова степень точности записей. По научной достоверности фиксации сказочной традиции первое место остается за материалами А.И.Никифорова.


Среди многих форм фольклора была и такая – фольклорный театр.

Фольклорный театр – своеобразное явление в русской народной художественной культуре, явление, в котором объединились понятия «фольклор» и «театр».

Виды Ф.театра:

1 Балаганный театр

Балаганный театр - так называемый театр для народа. Игрался в "балаганах" - временных сооружениях на праздничных и ярмарочных площадях профессиональными актерами за деньги. Имеет те же тексты и то же происхождение, что и народный театр, но в отличие от него не имеет значимости, содержанием его становится фольклорной формы существования текста. Вместо мифологической зрелищность. За небольшим исключением - явления массовой культуры (зрелищность - товар). Все тексты балагана в той или иной степени - авторские, в обязательном порядке проходили цензуру. Отчасти проникая обратно в деревню, в казармы и на корабли, иногда обретали вторую фольклорную жизнь (те самые тетрадочки народных исполнителей, которыми они не пользовались).

Балаганный театр возникает в период Петровских реформ. Использовался как проводник государственной идеологии. Ликвидирован в 1918 году вместе с лубочной литературой и кулачными боями.

2 Театр «Раёк»

Раек - это русская забава, раек - это театр, а раешник, конечно же, артист, и чем он талантливее, тем больше зрителей отдадут ему свой пятачок, чем вызывал восторг у публики.

3Игры ряженых

Ряженые - важные персонажи святок. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом носятся по улицам и устраивают праздничные вечеринки.

Ряженые должны нарядиться так, чтобы никто их не узнавал. Он должен дурачить, веселить окружающих своим видом. Лица закрывают масками. В старину для этого использовали тряпки, замазывание лица сажей.

4 Театр «Живого актера»

Следующий этап в становлении народного театра характеризуется появлением спектаклей театра живого актера. Начало этого, высшего этапа принято относить к первым десятилетиям ХVIII века. Наиболее значительным памятником этого этапа является устная народная драма «Царь Максимильян». Ее разыгрывали почти по всей России. Она бытовала в рабочей, крестьянской, солдатской, разночинной среде.

Стиль народной драмы характеризуется наличием в нем разных слоев или стилевых рядов, каждый из которых по-своему соотносится с сюжетом и системой персонажей.

Так, главные герои изъясняются торжественной церемониальной речью, представляются, отдают приказы и распоряжения. В минуты душевных потрясений персонажи драмы произносят проникновенные лирические монологи (их иногда заменяет исполнение песни).

В диалогах и массовых сценах звучит бытовая событийная речь, в которой выясняются отношения и определяются конфликты

Русская народная драма и народное театральное искусство в целом - интереснейшее и значительное явление национальной культуры. Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.

Народная драма- естественное порождение фольклорной традиции. В ней спрессовался творческий опыт, накопленный десятками поколений самых широких слоев народа. На поздних порах этот опыт обогатился заимствованиями из профессиональной и лубочной литературы и демократического театра


Главные признаки героического эпоса

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

1.docx

1.docx
Размер: 132.8 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Русский фольклор. Жанры, входящие в состав русского фольклора. Русские обрядовые песни. Обряды. Первобытная поэзия. Жанр календарно-обрядового фольклора. Похоронный, свадебный и рекрутский обряды включали целый цикл причитаний. Сказки.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

К данному материалу относятся разделы:

Специфика фольклора. Основные термины и понятия, его характеризующие

Категория жанра в фольклоре (по работам В.Я. Проппа и В.П. Аникина). Система жанров русского фольклора (по работе Н.И. Кравцова)

Миф. Мифологическое мышление, представления

Жанровый состав календарно-обрядовой поэзии зимнего периода

Отголоски древних форм мировоззрения в весенне-летних и осенних обрядах и песнях

Типы фольклора

Отголоски древних форм мировоззрения в весенне-летних и осенних обрядах и песнях

Художественное своеобразие пословиц и поговорок. Особенности их бытования и функции

Система жанров детского фольклора

Общежанровые черты, свойственные бытовым сказкам, и их отличие от других разновидностей сказочного эпоса

Сказки о животных, их общежанровые и специфические черты

Специфика волшебных сказок по работам А.И. Никифорова и В.Я. Проппа

Основные сборники сказок, главные проблемы изучения сказочной прозы

Специфика и основные жанры несказочной прозы, ее издания

Проблема историзма былин в работах В.Я. Проппа и Б.А. Рыбакова

Жанровые особенности исторических песен

Основные издания былин

Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века

Бытовые баллады

Песни бытового цикла

Песни социально-исторического содержания

Поэтика лирической песни

Главные признаки героического эпоса

Похожие материалы:

Спортивные и подвижные игры

Спортивные и подвижные игры и методика преподавания. Правила безопасности. Организационно-методические условия. Обучение (методы, средства, структура) и тренировки в спортивных играх.

Варикозная болезнь. Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина. Функциональные пробы. Лечение. Экспертиза

Симптоматические артериальные гипертензии: определение, этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, современные принципы лечения, профилактика. Неотложная помощь при феохромоцитоме

Педіатрія. Тест та відповіді

Лікувальна справа. Тестові питання з позначеними зірочкою правильні відповіді

Поведение потребителей. Маркетинг

Рыночная экономика, бизнес и маркетинг за более чем полтора последних десятка лет приобрели в нашей стране вполне реальные черты.

Типы конфликтных личностей

Основные типы конфликтных личностей. Демонстративный тип конфликтной личности, Ригидный тип конфликтной личности. Сверхточный тип конфликтной личности, Неуправляемый тип конфликтной личности

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok