Проблема генезиса (происхождения) сознания

Проблема генезиса (происхождения) сознания.

Проблема происхождения сознания рассматривается на нескольких уровнях: в контексте обще природной эволюции; в связи с происхождением культуры и общества; в аспекте онтогенеза человека (индивидуального развития человека). Природным основание… стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материях. Отражение сознания характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты, воздействующие на них явлениях. Тип, содержание и формы отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способов их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия, описанного выше, отражения не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

В разработке теории отражения выделяют 2 концепции:

Функциональная концепция предполагает, что в не органических объектах есть лишь предпосылки для свойств отражения, но не его активное проявление.

Атрибутивная. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойств отражения.

Основные этапы в развитии материи и эволюции свойств отражения:

Отражение в неживой природе;

Отражение в живой природе;

Социальное отражение.

На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения:

Раздражимость – это ответна реакция организма на воздействие окружающей сред. Данная форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Сущность данной формы состоит в том, что:

Организм реагирует на биологически важные факторы.

Организм реагирует как целостное образование, поскольку нет деференциированных органов.

Изменение происходит без временного разрыва, т.к. сохраняющие реакции запускаются сразу.

Чувствительность – это способность организма иметь ощущение, отражающее отдельные свойства предметов, которые воздействуют на организм. У низших животных органы чувств не развиты.

Психика обусловлена появлением второй сигнальной системы у человека. для неё характерным становится реакция не только на жизненно важные факторы, но и на те сигналы, которые не являясь сами по себе значимыми для выживания, выступают как сигнал, предупреждающий об опасной или неблагоприятной ситуации. Психика основана на видовой гинетически закрепленных программах жизнедеятельности и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность говорить о наличии у человека «практического интеллекта» ассоциативного мышления.

Основными отличительными признаками сознания человека от психики животных являются:

Абстрактно логическое мышление, которое связано с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, которые не даны непосредственно восприятиям.

Целеполагание рассматривается, как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в неё.

Самосознание позволяет человеку иметь возможность выделять себя из внешней среды.

Язык (речь), который выступает второй сигнальной системой и заставляет нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим единицам.

Возникновение и историческое развитие понятия сознания.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание, тщетны так же, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием «логос», означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно также и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему «мира идей» – единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как «отблеск» всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Так, в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания – феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности – самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи («И камень мыслит»).

Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и, прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философи

Проблемы происхождения и сущности сознания.

Проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остаётся большой загадкой. Философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу (сущность). Существует несколько подходов к проблеме сознания: 1) физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. 2) солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. Между физикализмом и солипсизмом находятся: 3) объективный идеализм – признаёт наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную, творческую роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть мирового сознания; 4) умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способности высокоорганизованной материи отражать саму себя. Существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: 1) сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; 2) сознание присуще всем живым организмам; 3) сознание – свойство исключительно человеческое. Существуют различные точки зрения относительно сознания. Демокрит: сознание = душа; душа человека (психея) состоит из атомов, легких, подвижных, круглых; если взять душу и сжать, то она займет какое-либо место в пространстве, и будет иметь свой вес. Сознание относилось к материальным явлениям, наделялось качествами и свойствами вещей. Вульгарные материалисты: сознание материально, выделяется мозгом, как желчь печенью. Французские материалисты 18 в. Ламетри: положение о том, что сознание является особой функцией человеческого мозга. Материалисты Нового времени: Бэкон, Локк и другие признавали отражательную функцию сознания – отражение мира, бытия. Идеалистические подходы: отрыв сознания от материи, самостоятельное существование сознания. Платон: сознание существовало в виде изначальных сущностей особого царства чистых людей. Гегель: сознание существовало в виде продукта деятельности мирового духа. Беркли: сознание существовало в виде непосредственно данного чистого сознания субъекта, как нечто первичное. Дуалистические позиции. Декарт: вечность, самостоятельное существование, независимость от материальных объектов сознания, сознание и материя не связаны друг с другом. Гилозоизм (всеобщее одушевление). Спиноза: природа в мире одушевлена, чувствует, наделяется ощущениями, наделение душой всей природы в целом. Классики марксизма: диалектический материализм, продолжили линию французских материалистов: сознание – функция человеческого мозга. Эта функция состоит в способности отражать окружающий человека мир. В диалектическом материализме сознание трактуется в двух аспектах: 1) Онтологический: сознание есть свойство высокоорганизованной материи, функция человеческого мозга. 2) Гносеологический: сознание - высшая форма отражения действительности. Главная его функция - адекватное, верное отражение мира, получение достоверных знаний о его законах. В этих двух смыслах важно то, что сознание выступает как вторичное, производное по отношению к материи.

Заключение

Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно — единое целое. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. В то же время сознание есть явление морального порядка, ибо имеет дело со смысложизненными проблемами. Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Возникновение и историческое развитие понятия сознания. Проблемы происхождения и сущности сознания. Сознание имеет многокомпонентную структуру

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok