Клерикальная литература Высокого Средневековья

Территория рекламы
1

10. Клерикальная литература Высокого Средневековья посвящена религиозным сюжетам (гимнография – обращена к Богу, агиография – к человеку (жития святых – об аскетах, миссионерах и защитниках угнетенных), религиозные легенды (часто о культе Богоматери), видения (о загробной жизни, напр. «Видение Тнугдала»), проповеди, нравоучения в христианском духе (см. сборник «Gesta Romanorum»), но не исчерпывается ими. Поскольку клирики получали образование в монастырских и епископских школах, то они создавали и всю «научно-популярную» литературу эпохи (книги о животных – «бестиарии»; трактаты о камнях - «лапидарии»; своего рода энциклопедии – «зерцала»). В рамках клерикальной литературы возникла и средневековая драма, выросшая из богослужения, литургии (см. в словаре: мистерия, миракль, моралите; развитие светского, комического театра произошло из комических элементов мистерий и жонглерских выступлений – фарсы, соти, фастнахтшпили) и получившая свое развитие в условиях роста городов. В эту пору отмечается упадок классического латинского языка, на смену ему приходит язык недоучившихся монахов, который  называют «кухонной латынью».

Виде́ния — это жанр средневековой (древнерусской, средневековой латинской, мусульманской, гностической, древнееврейской и др.) литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой. Сюжет видения излагается от лица визионера, которому он, якобы, был открыт трансцендентной силой посредством сновидения или галлюцинации.

В жанре видений назидательная цель достигалась в результате того, что ясновидцу открывалась судьба грешных и праведных душ. Здесь весьма часто рассказывалось об участи реальных, всем хорошо известных исторических персонажей, что и обусловило популярность жанра. Видения оказали значительное влияние на позднейшую французскую литературу, в частности на “Роман о Розе” с его сквозным мотивом “откровения во сне”. Значительное место занимали также средневековые “обозрения” -зерцала, содержавшие в себе сведения по какому-либо вопросу либо рассказы о добрых и дурных поступках. В последнем случае пафос жанра заключался в обличении пороков современного общества (как духовенства, так и мирян), нарушающего заповеди христианской морали. Важную роль в раннесредневековой литературе играли проповеди- один из самых распространенных жанров.

Мисте́рия (от лат. misterium "церемония") — один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.

Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.

Если в Италии мистерия умерла естественным образом, то в ряде других стран она была запрещена во временаКонтрреформации; в частности, во Франции — 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католическойИспании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина, иКальдерон де ла Барка, Педро; лишь в 1756 году они были официально запрещены указом Карла III

Мира́кли (фр. miracle, от лат. miraculum — чудо) — средневековые мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы.

Миракли произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Латинские миракли большей частью сочинялись (в рифмованных стихах) и разыгрывались студентами и молодыми клириками накануне праздника святому. Есть ряд таких мираклей, где главным действующим лицом является Святой Николай Чудотворец, и четыре из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра (XII век); в некоторых встречаются припевы по-французски.

От начала XIII века есть французский стихотворный миракль — «Игра о святом Николае», автор которого, Жан Бодель из Арраса, в основу своей драмы положил известную легенду о том, как «варвар» доверил своё сокровище Святому Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами, святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослал своей пьесе пролог, где сказано, что она даётся накануне Николина дня. Саму легенду значительно распространил и видоизменил: в его игре изображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних. Неизвестный «варвар» обратился в сарацинского короля, который после возвращения сокровища принимает христианство вместе с своим войском. Наиболее творчески автор проявил себя в изображении воров, которые бранятся и кутят, как аррасские жулики. На этом древнейшем примере видно, что миракли давали бо́льшую свободу творчеству и изображению реальной действительности, нежели другие роды средневековой драмы, и именно из них при благоприятных условиях могла бы развиться новая художественная драма.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

10.doc

10.doc
Размер: 56 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Описание к данному материалу отсутствует

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Теоретическая механика. Кинематика

Учебное пособие для студентов технических вузов

Бестраншейная прокладка труб продавливанием

Курсовой проект. Расчет трубопровода на прочность. Определение толщины стенки трубы. Расчет напряжений действующих на газопровод. Проверка прочности трубопровода. Геодезические работы в строительстве. Строительство перехода через искусственные препятствия

Пункционная биопсия почек

Показания к проведению биопсии почки. Противопоказания к биопсии почки. Значение биопсии при различных заболеваниях почек

Русская поэзия 20 века. Современная русская литература

Поэзия «серебряного века». Основные направления. Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне». Тема России (Родины) в лирике А.А. Блока. Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина. В.В. Маяковский и футуризм. Тема любви в прозе А.И. Куприна. Тема любви в прозе И.А. Бунина. Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сатира в произведениях М.А. Булгакова. Художественный мир А.П. Платонова.

История бисероплетения и область применения

Дипломная записка. Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok