Первый художественный музей России - Петергофский Эрмитаж

Государственное Образовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №529

Петродворцового района Санкт -Петербурга

Работа по промежуточной аттестации

По предмету ''История культуры Санкт-Петербурга'' на тему

«Первый художественный музей России - Петергофский Эрмитаж»

Работу выполнила:

Рыжова Евгения

ученица 9 а класса ГБОУ СОШ № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

2014

Оглавление.

Введение..............................................................................................2

Глава I. . Строительство Эрмитажа в Петергофе...............................4

Глава II Отделка Эрмитажа Петергофа..............................................5

Глава III. Картинное убранство Эрмитажа.........................................7

Глава IV Необычная изюминка Эрмитажа .......................................8

Глава V. Иностранцы, связанные с Эрмитажем.................................9

Глава VI. Эрмитаж в военные годы...................................................13

Словарь...............................................................................................14

Заключение........................................................................................15

Список литературы..........................................................................16

Приложение........................................................................................17

1

Введение

Я выбрала тему павильон Эрмитаж неслучайно. Дело в том, что я уже несколько лет занимаюсь в Детской художественной школе № 7 в Петергофе. Летом мы ходим на пленер в Нижний парк, где рисуем архитектурные и растительные элементы парка. На одном из таких походов мы рисовали павильон Эрмитаж. Я услышала интересную для себя информацию, оказывается, наш павильон Эрмитаж является первым художественным музеем России, покрайне мере именно это я услышала из уст одного из экскурсоводов. Мне стало интересно узнать не только про здание, когда оно было построено, кем, но и попытаться согласиться или опровергнуть слова музейного работника. Именно так и родилась идея моего небольшого исследования.

На уроках истории и культуры Санкт-Петербурга мы говорим о том, что первым российским музеем стала основанная Петром I в 1714 петербургская Кунсткамера. С созданием Кунсткамеры произошёл качественный скачок в отношении к древностям, началось их планомерное разыскание. Тесное научное взаимодействие Кунсткамеры с Петербургской АН позволило ей во многом превзойти в своей деятельности аналогичные музеи Европы. Работа учёных по изучению и систематизации музейных коллекций, в свою очередь, стимулировала развитие науки, в частности археологии и этнографии. Несколько десятилетий Кунсткамера оставалась единственным музеем в стране. Первоначально музейное дело развивалось в России независимо от европейского опыта, а с 18 в.– с учётом найденных в Европе музейных форм.

На уроках мы говорим, что первый Эрмитаж в России был построен по приказу Петра I в его Нижнем парке Петергофа на берегу Финского залива. Петергофский Эрмитаж был окружен каналами с водой, через один из них перебросили подъемный мост, поэтому в случае необходимости Эрмитаж мог остаться как бы на острове. Здесь же по приказу Петра была устроена, как тогда говорили, "затея" - подъемный стол, сервировавшийся на первом этаже. Затем с

2

помощью специального устройства стол поднимался на второй, парадный этаж. Таким образом, если хозяин хотел вести с кем-то разговор без свидетелей, уединенность этого разговора обеспечивалась полностью. Эрмитаж стал одной из первых в России картинных галерей: стены второго, парадного, этажа были украшены полотнами европейских мастеров, приобретенными в Европе. Это можно узнать из множественных книг, посвященных дворцам Петергофа.

Итак, целью моей работы стало – познакомиться с историей Петергофского Эрмитажа и выявить первых художников-иностранцев представленный в этом дворце .Для достижения данных целей мною были поставлены следующие задачи:

1.Выяснить происхождение названия павильона

2.Узнать для каких целей предназначался павильон Эрмитаж

3.Найти главную особенность, изюминку Петергофского Эрмитажа

4.Составить фотоприложение к реферату

3

Глава 1. Строительство Эрмитажа в Петергофе

Постройка Эрмитажа началась летом 1721 года по чертежам архитектора И.-Ф. Браунштейна .Идея го создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон. Петергофский Эрмитаж – первый в России. Его название, которое в переводе с французского означает «приют отшельника» или «место уединения», объясняет как назначение дворца, так и его конструктивные особенности. К возведению стен приступили весной 1722 года, а в октябре Эрмитаж был уже подведен под кровлю. В июле 1722 года скульптор К. Оснер выполнил алебастровые декоративные статуи времен года, которые установили по сторонам фронтонов Эрмитажа. В декабре того же года Я. Буев взял подряд на производство наружных и внутренних штукатурных работ по рисункам и по указаниям штукатурного мастера А. Квадри .В январе 1724 года последовало повеление Петра I сделать в Эрмитаже два дубовых балкона, как на корабле «Ингерманландия», а для окон — железные кованые решетки. В том же году деревянные ажурные решетки для балконов выполнили резчики Оружейной палаты Н. Севрюков и В. Кадников. Они же по рисункам Н. Пино вырезали восемь дубовых кронштейнов для балконов. Одновременно резчики И. Верещагин и П. Колмогоров изготовили деревянные капители пилястр. В августе 1724 года в окна Эрмитажа были поставлены железные решетки, выкованные слесарным мастером Г. Белиным .Ров, или канал, начали копать после возведения павильона в 1723 году и закончили весной 1724 года. Наблюдение за сооружением ростверка и стен вели Ж. Мишель и А. Кардасье. Стенки рва (Ил.2) выложены из кирпича и окаймлены поребриком из светлого камня. Для наполнения его водой из Марлинского пруда провели водоводную магистраль. В октябре 1724 года Петр I распорядился, чтобы ров вокруг Эрмитажа окаймили зеленым газоном. По периметру рва шла деревянная балюстрада, а со стороны радиальной аллеи через него был перекинут разводной мост.

4

Глава 2. Отделка Эрмитажа Петергофа

Изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Уединенность павильона подчеркивалась рвом с действовавшим до конца XVIII века подъемным мостом. Служебные помещения – небольшая кухня и буфетная – располагались на первом этаже, чтобы слуги не подслушивали разговоры господ. На второй этаж можно было попасть только на подъемном кресле.

Здание отличается выразительным убранством стен, подчеркнутым фигурными балконами и округлыми фронтонами, некогда украшенными алебастровыми статуями (они не сохранились до наших дней). Особую легкость сооружению придают огромные стеклянные окна-двери, сквозь которые свободно льется свет. От этого второй этаж кажется почти прозрачным, а весь павильон напоминает пронизанную светом хрустальную шкатулку.

Эрмитаж поражает точно найденными пропорциями и выверенной соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Над входом в здание привлекает внимание балкон на дубовых резных кронштейнах с ажурной металлической решеткой сложного рисунка. По распоряжению Петра I балконы и кованые железные решетки на окнах сделали точно такие же, как на корабле «Ингерманландия», на котором он в 1716 г. командовал соединенными флотами России, Англии, Голландии и Дании.

В первом этаже павильона, выстланном мраморными плитами, находятся вестибюль, кухня с очагом и большая Буфетная — среднее помещение, где был установлен механизм подъемного стола. Слева от Буфетной, отделенная узким коридором, находится деревянная лестница, скрытая дубовой перегородкой, которая ведет на второй этаж.

5

Декоративная отделка интерьеров Эрмитажа завершилась после смерти Петра I, но его указ, написанный в октябре 1724 года, определил характер убранства верхнего зала.

Второй этаж Эрмитажа представляет собой просторный зал площадью 80 кв. м, наполненный светом и воздухом. Ощущение простора создают высокий потолок и огромные окна-двери, прорезающие стены во всю их высоту и выходящие на четыре стороны света. Они создают впечатляющий эффект круговой перспективы. Из зала одновременно виден и залив, и парк.

Стены помещения, обитые при Петре I дубовыми панелями, в середине XVIII в., при Елизавете Петровне, по проекту Ф.-Б. Растрелли сплошь закрыли картинами фламандских художников, точно подогнав их по размерам. Красочная гамма живописных полотен и позолота разделяющих их реек придали залу парадность и торжественность дворцового интерьера. По проекту того же Ф.-Б. Растрелли пол в зале был выстлан дубовым паркетом в виде чередующихся темных и светлых ромбов.

6

Глава 3. Картинное убранство Эрмитажа

Главное убранство второго этажа — 124 картины западноевропейских художников XVII — XVIII веков. Состав эрмитажных картин несколько раз менялся, но - принцип так называемого шпалерного размещения, характерный для ХVIII в. сохранился без изменений. Полотна располагаются вплотную друг к другу, paзделенные лишь узким золоченым багетом, и производят впечатление яркого настенного ковра.

В составе этой небольшой, но очень разнообразной художественной коллекции — полотна мастеров голландской, фламандской, итальянской, немецкой и французской школ. Лишь одна картина посвящена русской теме. Это «Полтавская баталия» работы неизвестного русского художника, изображающая Петра I на коне в разгар знаменито Полтавского сражения. Она появилась в зале позже других, в 1797 г. при устройстве лестницы и разместилась в том самом месте, где некогда был тамбур подъемного кресла.

В зале можно видеть и другие батальные сцены (француза Ж. Куртуа, немца Г. Ф. Ругендаса, итальянца М. Черквоцци и др.) Представлены в зале работы самого Г. Гзеля — это четыре полотна, изображающие апостолов Андрея, Павла, Фому и Иакова.

Над камином находится интересная картина голландского художника XVII в. Н. Розендаля на сюжет о греческом философе, проповеднике аскетического образа жизни Диогене Синопском. Он имел лишь самое необходимое для жизни, в том числе чашу, которой черпал воду из ручья. Увидев однажды, как мальчик пьет из пригоршни, он выбросил свою чашу. Эта картина входила в первоначальное собрание Эрмитажа.

Фламандская школа представлена яркими, красочными произведениями К.-П. Вербрюггена, П. ван Блумена и др. Среди работ итальянских художников привлекают внимание «Антиох и Стратоника» Г. Дициани, «Смерть Катона

Утического» Л. Джордано, мифологические сцены венецианца Д. Карпиони.

7

Глава 4. Необычная изюминка Эрмитажа

Главной изюминкой петергофского Эрмитажа был большой овальный подъемный стол(Ил.6), сделанный по указу Петра I. Идею замысловатой конструкции Петр I подглядел у датчан. Однако сам царь не дождался завершения строительства павильона со всеми его механизмами, и подъемный стол начал действовать только после его смерти. За столом могли разместиться до четырнадцати человек. Так как зал предназначался лишь для тесного круга близких по положению и интересам людей, то ничто не должно было нарушать интимность обстановки. Для этого и служил подъемный стол, исключавший контакт с прислугой. Благодаря ему участники трапезы могли отдохнуть и, не стесняясь присутствия слуг, обсуждать любые проблемы. В отверстие, проделанное в полу посреди зала, можно было опускать и поднимать на канатах среднюю, обтянутую сукном, часть стола, на которую ставились кушанья и напитки. Отдельные блюда подавались на специальных нижних деревянных тарелках, окованных по краю оловом. Эти тарелки двигались на подставках-стержнях по специальным трубам. Сигнал к общей смене кушаний и посуды давался большим колоколом. Но каждый из гостей мог заказать отдельное блюдо, положив на нижнюю тарелку записку с требованием того или иного лакомства и, потянув за веревку, протянутую к одному из «персональных» медных колокольчиков. Через несколько минут кушанье уже стояло перед заказчиком.

В XIX в. подъемное устройство эрмитажного стола неоднократно подновляли и ремонтировали. Стол просуществовал до 1941 г., хотя после революции уже не действовал. После захвата Петергофа фашисты выбросили стол, поставили на его место гаубицу для обстрела залива и Кронштадта. После войны в потолке осталась овально-фигурная прорезь для подъема стола, а от самого стола нашли только одну лебедку на обломке несущего столба.

8

Глава 5. Иностранцы, связанные с Эрмитажем

Во многих литературных источниках встречаются фамилии иностранцев, которые были связаны с павильоном Эрмитаж. Я попыталась выяснить, кто и чем непосредственно каждый из них занимался и почему эти фамилии проходят через многие книги и интернет источники. Итак,

Иоганн Фридрих Браунштейн - сотавил план Эрмитажа

О́снер Конрад – создал алебастровые декоративные статуи времен года

Ж. Куртуа – писал картины

Г. Ф. Ругендас - писал картины

М. Черквоцци - писал картины

Г. Гзель - писал картины

А.Кардасье и Ж. Мишель – руководили и наблюдали за сооружением ростверка и стен рва

Г. Белиным – создал железные решетки

9

Иоганн Фридрих Браунштейн — немецкий архитектор на службе Петра I, представитель петровского барокко.Предполагается, что детство И. Ф. Браунштейна связано с Нюрнбергом; дата рождения неизвестна. Работал в Берлине помощником у Андреаса Шлютера, с которым и приехал в Петербург в 1714 году. По смерти Шлютера завершал его постройки; в 1714—1716 годах отвечал за всё строительство в Петергофе. В 1716—1719 годах работал в Петергофе под руководством французского архитектора Ж.-Б.-А. Леблона. После смерти Леблона Браунштейн продолжил работы по его проектам, но в начале 1720-х годов вновь оказался на втором плане, позади итальянского архитектора Николо Микетти. Попытка Браунштейна в 1722 году отстранить Микетти провалилась.Браунштейн оказал большое влияние на градостроение Кронштадта, где выстроил Итальянский дворец, а также работал в Ораниенбауме (Большой Меншиковский дворец), Стрельне, Царском Селе (Большой Екатерининский дворец). В глазах современников успехи Браунштейна омрачались его интригами; уже в 1725 году он был удалён из Петергофа, в правление Петра II получил отставку в Канцелярии от строений, был уволен с российской службы 16 января 1728 года, а в феврале 1728 года уехал в Германия.

Георг Гзель— швейцарский живописец(Ил.7,8) получил своё образование в Вене у художника en:Anthoni Schoonjans. Затем до 1704 года жил и работал в своём родном городе Санкт-Галлен. В 1697 году женился на Марии-Гертруде фон Лоен из Франкфурта-на-Майне. У них было пятеро дочерей.В 1704 году Гзель переехал в Амстердам. Во время своего визита в 1716 году в Амстердам Пётр Великий познакомился с Гзелем и предложил ему поступить к нему на службу. В 1727 году президент Академии наук Лаврентий Блюментрост пригласил его с женой в Санкт-Петербург.Вместе с Андреем Матвеевым (1701—1739) Гзель нарисовал семь из 18 икон на стенах Петропавловского собора.

Оснер Конрад (1669—1747) — резного и скульптурного дела мастер из Нюрнберга. Приехал в Россию по контракту, заключенному в Берлине в 1703,

10

работал сначала в Москве, с 1710 в Санкт-Петербурге. Наиболее известной его работой, сохранившейся до наших дней, является рельеф на Петровских воротах

Петропавловской крепости "Апостол Петр, низвергающий своей молитвой Симона-волхва" (1717). Работал в Зимнем дворце "у резного каменного и деревянного фигурного и штукатурного художества" . В течении 15 лет Оснер исполнял многочисленные работы в Летнем саду и в Петергофе, в частности, отлил из свинца новую фигуру льва взамен обветшавшей для фонтана "Самсон" (1736), а также вырезал из дерева фигуры трех драконов для каскада против Монплезира, двух "морских быков" и кита для фонтанов в Нижнем парке Петергофа (1739), делал модели для отливки свинцовых фигур, реставрировал мраморную скульптуру в Петергофе (1731). В июле 1722 года скульптор К. Оснер выполнил алебастровые декоративные статуи времен года, которые установили по сторонам фронтонов Эрмитажа

Жак Куртуа́(Ил.10,11) (1621—1676) — французский живописец и гравёр, мастер батальных сцен.

Получив первую уроки живописи у своего отца, Куртуа ещё в юности отправился в Италию, где поступил в солдаты, чтобы лучше познакомиться с военной жизнью и рисовать баталические сцены. В Риме Куртуа находится под впечатлением творчества баталиста Микеланджело Черквоцци. Большое влияние на развитие художника оказали и «Битва Константина» Рафаэля, и батальные сцены Сальватора Розы. Произведения Куртуа, обычно изображающие жаркие кавалерийские сражения и стычки среди пейзажа, погружённого в желтоватые облака дыма и пыли, нередко небрежны по исполнению, но всегда полны жизни, драматизма и движения. Эти довольно похожие друг на друга картины хранятся во многих коллекциях. В Эрмитаже их семь, среди них «Вылазка», «Кавалерийская схватка», «Схватка французских кавалеристов ».

11

Черквоцци (Микеланджело) — итальянский живописец родился в Риме в 1602 г.умер там же, в 1660 г. Был учеником Дж. Чезари. Писал сражения, простонародные жанры, кораблекрушения, цветы и плоды. Особенно хороши его сцены народной жизни, происходящие почти всегда под открытым небом: умно придуманные, полные оживления, естественности и добродушного юмора. С большим вкусом изображал он также цветы и фрукты. Что касается до его батальных картин, то они нередко писаны слишком бегло, декоративно, и иногда ненатуральны по краскам. Исторические картины, за которые он брался порой, выходили очень посредственными. Произведения этого художника встречаются во многих коллекциях: в римских палаццо Колонна, Корсини, Спада и др., в Берлинском музее, в Дрезденской галерее, в Мюнхенской пинакотеке, в мадридском музее дель-Прадо и в иных местах.

Георг Филипп Ругендас (нем. Georg Philipp Rugendas; 27 ноября 1666, Аугсбург — 10 августа 1742, Аугсбург) — немецкий батальный живописец и гравёр, ученик Я. Фишера.

Георг Филипп Ругендас (Ил.12,13)

. Среди представителей батальной живописи Ругендас занимает весьма почётное место; его произведения отличаются уверенным и правильным рисунком, композицией, полной жизни и огня, живописностью целого.

Картины Ругендаса можно видеть в галереях Вены, Берлина, Дрездена, Брауншвейга, Стокгольма, Касселя, Аугсбурга, в музеях других городов, а также в частных коллекциях.

К сожалению я не нашла информацию о художниках чьи работы представлены в Петергофском Эрмитаже.

12

Глава 6. Эрмитаж в военные годы

По материалам и фотодокументам(Ил.4) я выяснила, что из всех дворцовых сооружений Эрмитаж пострадал меньше других. Снаружи - небольшие повреждения фасадов от осколков, а внутри, на втором этаже, в северо-западном углу - огромное, диаметром около 1,5 метров, круглое отверстие. Возможно, оно было сделано захватчиками для наблюдения за Кронштадтом. В Эрмитаже находился единственный предмет из металла - подъемный механизм. Он уже давно бездействовал, но сохранялся как свидетель жизни этого павильона в далеком прошлом. Гитлеровцы похитили механизм.

В 1941–1944 часть северной стены Эрмитажа была взорвана, уничтожены подъемный стол, дубовая облицовка вестибюля, панели и переплеты окон по южному фасаду. Картины и мебельное убранство были вывезены в глубь страны в начале войны. В 1952 году после частичной реставрации здания и установки картин на свои места Эрмитаж первый из музеев Петродворца открылся для осмотра. Резчик Г. С. Симонов по сохранившимся образцам выполнил дубовые балконные кронштейны, А. В. Виноградов реставрировал резьбу балконных решеток. В последующие годы восстановили паркет, двери «чуланцев» и произвели капитальную реставрацию рва и стилобата.

13

Глава 7. Словарь терминов

Работая над мини-исследованием я решила составить небольшой словарь терминов, тех понятий, которые оказались для меня неизвестными. Думаю, это позволит многим ребятам, у которых будет возможность познакомиться с моим трудом и не испытывать сложностей.

Алебастр (от греч. ἀλάβαστρος) — название двух различных минералов: гипса и кальцита.

Балюстрада (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой.

Кронштейн (Ил.15) (нем. Kragstein — консоль) — консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей машин или сооружений.

Павильон (фр. pavillon)— небольшая изолированная постройка.

Фронтон(Ил.17) (фр. fronton, от лат. frons, frontis)— завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Шпале́рная разве́ска(Ил.9) — способ размещения произведений станковой живописи, при котором картины закрывают всю плоскость стены. Разделяемые лишь тонкими рамами, они покрывают стену наподобие шпалер.

Пилястр(Ил.14) — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну

Капитель(Ил.16) — венчающая часть колонны или пилястры.

14

Заключение

В заключении мне хочется сделать несколько выводов:

1. Я выяснила что Эрмитаж в переводе с французского означает «приют отшельника» или «место уединения», это название объясняет как назначение дворца, так и его конструктивные особенности.

2. Я узнала что изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных ,а так же для уединенной беседы с гостями или отдыха . Уединенность павильона подчеркивалась рвом с действовавшим подъемным мостом.

3. Я выявила что главная особенность Эрмитажа — это овальный подёмный стол. За столом могли разместиться до четырнадцати человек. Так как зал предназначался лишь для тесного круга близких по положению и интересам людей, то ничто не должно было нарушать интимность обстановки. Для этого и служил подъемный стол, исключавший контакт с прислугой. Благодаря ему участники трапезы могли отдохнуть и, не стесняясь присутствия слуг, обсуждать любые проблемы.

4.Я составила фотоиллюстративный ряд , который поможет вам в восприятии моего реферата .

15

Список литературы

Помпеев Ю. Петергоф история создания музея

Чернобережская Е.П. 'Стрельна и Петергоф, подробный путеводитель

http://peterhofmuseum.ru/page.php?id=4&page=98

http://www.ilovepetersburg.ru/content/ermitazh

http://www.peterhof.ru/?m=193&p=48

http://прогулки-по-петергофу.рф/petergofskij-ermitazh-starshij-brat-svoego-velikogo-tyozki/

http://al-spbphoto.narod.ru/prig/petergof-np-eva1.jpg

http://win-petergof.narod.ru/Peterhof.doc/hermitag.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%E2%E8%EB%FC%EE%ED

10. http://www.dkd.ru/design/book/842/

16

Приложение.

Павильон Эрмитаж. Современная фотография автора. Иллюстрация1

17

Ров, окружающий Павильон Эрмитаж. Современная фотография автора. Иллюстрация 2

Павильон Эрмитаж. Современная фотография автора . Иллюстрация 3

18

Развалины павильона Эрмитаж. Иллюстрация 4

Макет стола . Иллюстрация 5

19

Механизм овального стола. Иллюстрация 6

Натюрморт. Гзель . Иллюстрация 7

20

Портрет Гзеля . Иллюстрация 8

Пример шпалерной развески картин интернет источник. Иллюстрация 9

21

Жак Куртуа́ интернет источник. Иллюстрация 10

Жак Куртуа́ натюрморт интернет источник. Иллюстрация 11

22

Георг Филипп Ругендас интернет источник. Иллюстрация 12

Георг Филипп Ругендас "Баталия". Иллюстрация 13

Пилястр. Иллюстрация 14

23

Кронштейн. Иллюстрация 15

Капитель. Иллюстрация 16

Фронтон. Иллюстрация 17

24

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Работа по промежуточной аттестации По предмету \'\'История культуры Санкт-Петербурга\'\' на тему «Первый художественный музей России - Петергофский Эрмитаж»

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok